Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 82 исключения детей с учетом специфики их образовательных потребностей. Современной школе нужен учитель-профессионал с развитой гуманной позицией, владеющий вариативными, индивидуальными стратегиями обучения, умеющий работать в команде, способный к освоению нового. Поэтому по-прежнему, значима мысль Л. Н. Толстого о том, что учитель несет ответственность за оказание помощи и поддержки учеников, создание «безбарьерных» условий, особенно необходимых для саморазвития, обучения и воспитания тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. В связи с этим актуализируется понимание образования как «блага» для развития личности, источник формирования в ней «добродетельных начал»: любви к ближнему, ориентация на «ненасилие», соблюдение духовно-нравственных принципов бытия. В современных условиях идеи Л. Н. Толстого об образовании как общественном благе, школе как педагогической лаборатории в структуре единого социокультурного пространства реализуются по разным направлениям. В результате педагоги и каждая образовательная организация определяют свое место в общей миссии образования: ведут активный поиск по созданию личностно-ориентированной образовательной среды, комфортной для всех субъектов, развитию духовности обучающихся, готовности их к самореализации и жизни в обществе. На рубеже XX-XXI вв. в авторских школах складывается понимание инновационной деятельности как деятельности по «выращиванию» нового опыта и нового знания посредством исследования образовательной среды, и ее субъектов на основе концептуальных идей антропологического, системно- деятельностного и акмеологического подходов, определяющих гуманистическую сущность современной образовательной парадигмы. Данный процесс предполагает: наличие авторской идеи, отражающей новые социальные потребности субъектов образования и «вызовы времени»; проведение серии синхронных локальных экспериментов, объединенных ведущей идеей исследования; научное сопровождение экспериментов; подготовку учителей к освоению нового по модели внутрифирменного обучения; организацию постоянного обсуждения учителями промежуточных результатов, их эффектов и возможных рисков. В связи с этим правомерно утверждать, что в социокультурном образовательном пространстве наблюдается тенденция объективной интеграции науки и практики. Современная школа-лаборатория является многофункциональным учреждением, оказывающим образовательную, информационно-методическую, организационную, консультационную поддержку педагогам по созданию новой «культуротворческой» практики образования. Наличие такой интеграции позволяет осуществить целостный инновационный процесс: научное обоснование идеи; прикладные разработки; научно-методическое обеспечение процессов внедрения нового в массовую практику; достижение нового качества результатов: повышение качества жизни и развитие человеческого потенциала в системе общество – человек – культура

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=