Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 79 преимущество составляли мальчики (девочек было 3-5 %). Возраст учеников также был различным – в пределах от 7 до 13 лет. Однако, как отмечает Л. Н. Толстой, «каждый год бывало и 3-4 взрослых ученика», что создавало определенные трудности в организации учебного процесса и для самих учеников, которые испытывали дискомфорт в межличностном взаимодействии. Для того, чтобы прийти в школу, такому ученику «нужно было преодолеть свой страх и дичливость, выдержать семейную грозу и насмешки товарищей. «Вишь, мерин какой – учиться ходит!», чувство «что каждый день в школе есть потерянный день для работы, составляющей его единственный капитал» [7, с. 131]. Верный идее свободы и уважительно относясь к такому ученику, Л. Н. Толстой предлагал применять к нему особый подход: «Я не заставлял как мальчика учить азбучку, когда ему этого не хотелось, так и взрослого учиться механике или черчению, когда ему хотелось азбучку. Каждый брал то, что ему было нужно» [7, с. 132]. Однако писатель понимал, что для такой категории взрослых учеников нужны другие формы образования, которые позволят им совмещать работу с учебой, чувствовать себя более комфортно в процессе обучения, поэтому не препятствовал их уходу из школы. Разный уровень интересов и подготовленности учащихся Яснополянской школы также побуждал учителя стать исследователем, продуманно и творчески подходить к организации обучения, основываясь на понимании индивидуального образовательного маршрута ученика как главного условия в достижения им позитивных результатов. «Всякая отдельная личность для того, чтобы выучиться наискорейшим образом грамоте, должна быть обучена совершенно особенно от всякой другой, и поэтому для каждого должна быть особая метода» [7, с. 93]. Фактически речь шла о необходимости приведения в соответствие образовательного процесса с образовательными потребностями личности на уровне каждого отдельно взятого индивида в системе субъект-субъектных отношений. Несмотря на разнообразие применяемых педагогических технологий, в настоящее время данная проблема, по-прежнему, имеет место в силу большой численной наполняемости класса, нормативных требований к темпам усвоения учебного материала, обозначенных образовательными стандартами. На многочисленных примерах деятельности Яснополянской школы Л. Н. Толстой убедительно показывает, что организация культурно- образовательной среды в интересах личности обучаемого невозможна без реализации идеи свободы, что содействует проявлению индивидуальности ученика, а, следовательно, возможности дифференцировать учебный процесс. «Они сами отбираются группами, равными по силам, и рассказывают, поощряя, поджидая и поправляя один другого» [7, с. 123]. При этом он подчеркивает, что свобода в условиях разнородного состава учащихся, одновременно содействует их дисциплинированию. «Вследствие того при нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=