Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 78 Данные размышления привели Л. Н. Толстого к обоснованию необходимости превращения школы в своеобразную «педагогическую лабораторию». Результатом анализа Л. Н. Толстым зарубежной и отечественной традиционной практики школьного образования явилось создание в Ясной Поляне уникального в своем роде учебного заведения для крестьянских детей – школы, в основу деятельности которой были положены такие идеи, как: 1. Истинная любовь к детям, уважение и гуманное отношение к ним. 2. Полный отказ от подавления личности ребенка, стремление сохранить его индивидуальность. 3. Вера в ученика, его внутренний потенциал. 4. Организация свободной развивающей среды, ориентированной не на принуждение, а побуждение к самораскрытию, создание «духа напряженного оживления» как необходимое условие принятия «умственной пищи». 5. Естественные и доброжелательные отношения между учителями и учениками, основанные на доверии, позиции равенства. 6. Необходимость создания в школе «наивыгоднейших условий» для развития познавательной активности и творчества учащихся. Принятие данных установок, несомненно, ставит учителя в позицию исследователя, который понимает и принимает ребенка таким, какой он есть, а школу превращает в живой динамичный единый организм, основная миссия которого – не только сделать человека образованного, но и, прежде всего, развить его миропонимание, духовность. Обращение к педагогическим размышлениям Толстого о школе- лаборатории и роли в этом процессе учителя, небезынтересны в связи с современными инновациями в образовании, обусловленными коренным обновлением системы образования, превращением его в средство образовательной политики и ресурс развития общества; изменением характера взаимодействия учителя и обучающихся; поиском новых подходов к формам, технологиям обучения. Анализ работ Л. Н. Толстого, в которых он описывает опыт функционирования своей школы показывает, что гетерогенность образовательной среды объективно вызвана спецификой Яснополянской школы: во-первых, как школы доступной для всех, и преимущественно, – для крестьянских детей; во-вторых, как школы-лаборатории, где проводилась опытная работа по совершенствованию педагогического процесса с учетом индивидуальности ее учеников [9]. Перед учителями стояла нелегкая задача – дать знания, привить добродетели, наладить взаимоотношения с теми, кто пришел учиться. Состав учеников Яснополянской школы был неоднородным: крестьянские дети, дети дворников, приказчиков, солдат, дворовых, целовальников, дьячков и даже «богатых мужиков», которых привозили издалека, т.к. школа была бесплатной и бытовало мнение, что учат в ней хорошо [7, с. 131]. Среди учеников

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=