Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 76 очередь, сложившиеся отношения, не может быть даже и речи об идеальных действиях обучения, утверждал мыслитель. Он подчеркивал, что при народном образовании нельзя ставить вопрос, «как дать наилучшее образование». Этот вопрос, по его мнению, должен ставиться в формулировке: «Как при данных людях, желающих учиться и желающих учить, устроить наилучшее отношение?» [8, с. 322]. Изучение философско-педагогических подходов Л. Н. Толстого к вопросам обучения и образования показал, что мыслитель уделял большое внимание вопросам познания, высказывал протест против организации учителем традиционной системы обучения, для которой были характерны казенность, формализм, подавление личности. Связывая цели деятельности учителя по организации педагогического процесса с сознательным усвоением систематических знаний, формированием теоретических, а не эмпирических обобщений, Л. Н. Толстой выделял то содержание, которое должно стать предметом усвоения. Он писал: «Существенные условия всякого преподавания состоят в том, что из бесчисленного количества разнородных явлений избираются однородные явления, и законы этих явлений сообщаются учащимся. Так при обучении языку (грамоте) сообщаются ученикам законы слова, в математике – законы чисел. Обучение языку состоит в сообщении законов разложения и обратного сложения изречений, слов, слогов, звуков – и законы эти составляют предмет обучения. Обучение математике состоит в сообщении законов сложения и разложения чисел (но прошу заметить, не в процессе сложения и разложения чисел, а в сообщении законов этого разложения)» [8, с. 307]. Рассмотрим основные методы, рекомендуемые Толстым учителю для эффективной организации учебного процесса. «Первый способ…, – отмечал Толстой, – самый обычный – слово. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, наука о том, как для глаза передать то, что знаешь, другому. И третий способ – музыка, пение – наука, как передать свое настроение, чувство» [8, с. 447]. Выделение Л. Н. Толстым «трёх способов» организации учебной деятельности учащихся не является случайным. У яснополянского педагога они соотносятся со способностями человека, которые имеют не только субъектный характер, но и несут на себе отпечаток социального аспекта развития личности и человеческого общества. Необходимо подчеркнуть, что среди всех словесных методов Л. Н. Толстой явное предпочтение отдавал диалоговому, на основе которого собственно и «выстраивается» беседа учителя с учеником. В процессе диалога возникает и развивается языковая личность, которой характерен свой стиль и тип речевой культуры. Наиболее показательным примером применения учителем диалогового метода в педагогическом процессе являются беседы Толстого с детьми по нравственным вопросам. В этом случае диалог выступает не только средством познания, но и поиска истины, что с полным основанием позволяет рассматривать беседу как «сократической» по своему характеру, отвечающей природе человека – общающегося, вопрошающего и слушающего существа. Также следует подчеркнуть, что в понимании Л. Н. Толстого диалог

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=