Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 75 предполагает содействие как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими. Таким образом, педагогическое взаимодействие не только двусторонний, процесс, в котором осуществляется обмен действиями, операциями и их вербальными и невербальными сигналами между участниками деятельности, это и обмен установок, эмоциональных состояний, смыслов, ценностей, т.е. всего того, что оказывает влияние на внутренний мир человека, может выступать фактором его творческого саморазвития и самосовершенствования. Основной целью педагогического взаимодействия является обретение человеком ценностной сущности, аутентичности своему бытию, своей природе, что подразумевает его дальнейшую личностную и профессиональную самореализацию. Для Л. Н. Толстого несомненно, что наилучшее отношение между учителем и учениками есть отношение естественности, которое диаметрально противоположно отношению принудительности. В связи с этим Толстой писал, что «мерило всех методов состоит в большей или меньшей естественности отношений и поэтому в меньшем или большем принуждении при учении» [8, с. 322]. Рассматривая свободу применительно к организации образования и профессиональной деятельности учителя Л. Н. Толстой предполагал отсутствие давления на учащихся в процессе формирования их взглядов и убеждений. Он считал, что убеждения должны быть результатом внутренней работы самого ученика, а не следствием навязывания ему чужих взглядов. В рамках данной модели деятельность педагога – это череда живых ситуаций взаимодействия с детьми, которая предполагает формирование рефлексивных знаний и умений, которые важны для духовно-нравственного самоопределения, саморазвития, становления субъектных качеств учащихся. Если под воспитанием понимать социальное наследие ценностей, передачу от одного поколения другому нравственного опыта (А. А. Бодалев, И. В. Дубровина, М. С. Каган, И. С. Кон и др.), то взаимодействие должно быть субъект-субъектным, основанным на духовном общении взаимодействующих. По мнению Л.Н. Толстого, во главе образования необходимо поставить религиозное и нравственное учение» [8, с. 456-457], а в учебный курс необходимо включить размышления о смысле человеческой жизни, а только после этого должны следовать естественные науки, искусство, музыка и преподавание мастерства. Для Л. Н. Толстого важно понимание различных уровней проявления в человеке нравственного начала, движение к идеалу осуществляется не только через преодоление отрицательных моментов в самом человеке и окружающей его жизни, но и через развитие самой природы духовного, через диалектику низших и высших уровней нравственной жизни личности. В этой связи значимы мысли Л. Н. Толстого о средствах и способах педагогического процесса и деятельности учителя. В образовании, охватывающем огромное количество людей и являющем собой, в первую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=