Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 74 Л. Н. Толстой рассматривает образование как проявление одной из высших форм культурной деятельности, главную культуротворческую силу, основная миссия которой заключается в приобщении людей к «истинной жизни», заключающей в себе нравственное самосовершенствование. Человек не может жить не стремясь к совершенствованию, если он ставит цель жить «истинной» жизнью. В этом и состоит единый для всех смысл жизни, который должен постичь учитель. Л. Н. Толстой писал: «Воспитывая, образовывая, развивая или, как хотите, действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель – достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра» [8, с. 286]. Мыслитель настаивал на том, что образование, направляющее усилия каждого человека на «признание и исповедание» истины, освобождение «себя и людей от лжи и лицемерия», разрушает «ложный строй жизни» и содействует установлению Царства Божья на земле, то есть доброй и любовной жизни. В связи с этим Л. Н. Толстой считал, что профессиональная деятельность учителя должна способствовать не развитию, а гармонии в развитии ученика. Это обусловлено человекотворческой природой культуры, способностью воспроизводить человека во всей его целостности и всесторонности, что и является ее важнейшей особенностью. В процессе интериоризации культурных ценностей, явлений, феноменов раскрывается и обнаруживается творческий потенциал личности. При этом человек обретает способность преодолевать насилие, создавать конструктивную альтернативу самому насилию, то есть участвовать в надситуативном действии, которое обеспечивает овладение саморазвивающимися формами духовно-практического опыта человечества. Прежде всего, образование и учение рассматривалось Л. Н. Толстым как отношение двух лиц или двух совокупностей лиц, имеющих целью образование или обучение [8, с. 321-322]. Эти отношения в современном контексте образования можно рассматривать как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Данная система вытекает из всей истории развития человека и выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. Одним из главных качеств этих отношений является то, что они всегда продукт взаимопонимания, взаимодействия, взаимовлияния, взаимоустремления, взаимовыражения [2]. Другая категория «взаимодействие», которая выделяется многими авторами (Б. М. Бим-Бад, П.И. Пидкаситстый, В. А. Сластёнин, Мясищев и др.) представлена в этих исследованиях как рядоположенная, связанная с категорией «отношение». Взаимодействие является одной из базисных категорий. Взаимодействие есть начальная, исходная, родовая категория. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и в отношении с другими. Взаимодействие,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=