Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 73 which the category of ‘interaction’ can be considered as finding a person of his inner essence, which implies his further personal and professional self-realization. Keywords: education, culture, interaction, teacher. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-72-87 Одним из важнейших направлений практики современного образования является совершенствование педагогического процесса, повышение развивающего потенциала образовательной среды, способной обеспечить творческую деятельность каждого ее субъекта, позволяющей проявлять активность и наиболее полно реализовать себя в окружающей действительности. В контексте гуманистической парадигмы образования, в которой всё большее значение приобретают ценности сосуществования, ценности жизни и уважения личности, профессионально-ценностный компонент деятельности учителя становится наиболее приоритетным. Новый статус учителя обозначил проблемы аксиологического и онтологического аспектов его профессионализма, то есть ценностных ориентаций учителя, его этических установок, имеющих решающее значение для определения педагогических целей и задач, поиска путей их передачи и разрешения (Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, М. Н. Дудина, И. С. Якиманская). В этой связи, представляется целесообразным осмысление педагогических идей и опыта Л. Н. Толстого, которые имеют ценностный смысл для обоснования концептуальных основ современного школьного образования, ориентированного на «приспособление» системы образования к ребёнку, его интересам и способностям. В своей педагогической деятельности Л. Н. Толстой обращает пристальное внимание на миссию учителя в создании принципиально нового образовательного пространства, в котором ключевые позиции занимает ученик как главный его субъект, школа как «педагогическая лаборатория» среды его формирования. Ее специфику определяет целенаправленный характер, избирательность способов и средств достижения цели и последовательность их применения, исходя из особенностей личности обучающихся, её двойная детерминированность как предварительным идеальным планом, так и реальными условиями её осуществления в конкретной социальной среде. В этом контексте образование предстает как ценность не только общества, но и личности, совокупность знаний и опыта культуры, освоение которых происходит в активном взаимодействии субъектов образовательного процесса со всей совокупностью социализирующих факторов. По мнению Л. Н. Толстого, именно человеческая деятельность является источником и основой культуры. Он отмечал: для того чтобы определить какую-либо человеческую деятельность, надо понять смысл и назначение её. Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть деятельность как понятие, в зависимости от её причин и последствий, а не как средство удовольствия. [8, с. 416].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=