Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 62 История предопределила опыт такого перехода от Предания к Документу, свершившегося в структуре Дискурса, и соответственно, подчинила дискурс и человека, его автора, выстроив парадигму архитектонического анализа текста, произведения. История сама дискурсивна изначально – и этот дискурс истории предполагает определенное конструирование человека, связанное, правда, с социальной парадигмой бытования исторических текстов, но все-таки изначальный, свойственный истории по сути. История, по мнению М. Фуко, получила статус науки благодаря обращению к документу. История интерпретирует документ, смысл которого до сих пор был неизвестен, устанавливает его истинность и изучает его внутреннее пространство: она организует документ, квалифицирует его по степени значимости, вычленяет элементы, определяет единицы, описывает отношения. Это дает новое антропологическое оправдание истории. История становится строгой наукой и начинает заниматься введением в обиход документальных материалов (книг, текстов, рассказов, реестров, актов, уложений, статутов, постановлений и т.п.). История – это только инструмент, с помощью которого обретает надлежащий статус весь корпус документов, описывающих то или иное общество. Современная история, по мысли М. Фуко, – это механизм, преобразующий документ в памятник. Поэтому он употребляет в ее отношении название «археология» – документов, свидетельствующих о прошлом, у человечества в избытке, но историк (как археолог) должен придать им смысл, создать «матрицу» их связей и воссоздать картину жизни эпохи (донести память). Задача истории – создать глобальное описание. Глобальное описание собирает все феномены – принцип, смысл, дух, видение мира, формы совокупности – вокруг единого центра. Речь идет об установлении метода исторического анализа, свободного от антропологических примесей. Такой метод и задает Дискурсам о человеке, описывающим человека, определенную структуру, подчиненную дискурсивным закономерностям. Дискурсивные закономерности, названные М. Фуко, суть: 1. Единицы дискурса. Исторический анализ дискурса направлен, в первую очередь, на поиск и воспроизведение истока, который располагается вне исторических детерминаций. Вторая его цель – интерпретация и выслушивание сказанного и не-сказанного (скрытого смысла). 2. Формация дискурса. Описываются отношения между высказываниями. Высказывания могут обозначать один и тот же объект, но в разные эпохи они понимаются по-разному, соответственно, возникают различные формы социальной реакции на эти высказывания (пример, «дискурс» безумия», исследованный Фуко, создавал разные правила отношения к этому феномену в Средние века и в Новое время). Особое внимание уделяется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=