Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 54 равны, тем, где они не сводимы друг к другу, но друг друга дополняют» [6, с. 66]. Объективное бытие духовных ценностей, которые, согласно классической философеме определяются триединством Истины, Добра и Красоты, является инвариантным по отношению к различным умонастроениям той или иной культуры или эпохи. На этот аспект обращает внимание Н. В. Мотрошилова: «Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем самым приобретает все большее значение их относительно самостоятельное бытие» [6, с. 26]. Диалектико-антиномические отношения между членами (ипостасями) триады Истины, Добра и Красоты уместно обозначить термином «перихоресис», который означает «неслиянно-нераздельное» единство трех разнородных и одновременно глубоко родственных начал. Помимо понятия «перихоресис», которое выражает внутренние отношения, возникающие при взаимодействии различных ипостасей триединства, представляется уместным использовать понятие «архитектоника» для обозначения культурной проекции этих внутренних процессов. Философская сущность «перихоресиса» в отношении триединства Истины, Добра и Красоты выглядит так. Противоречивый характер наличного бытия культуры проявляется в том, что это триединство находится в состоянии « неслиянности » своих начал; в тоже время обнаруживается всегдашнее стремление к этико-эстетическому единству (« нераздельность »). Это стремление образует идеальное бытие культуры, которое можно назвать архитектоникой культуры , так как здесь проявлены идеи единства и неслучайности высших целей человеческого существования. Понятие «перихоресис» соответствует идее Канта об архитектонической природе человеческого разума («Человеческий разум по природе своей архитектоничен»), который стремится к построению системы знания, и который в своем стремление наталкивается на антитезис, утверждающий невозможность завершение системы знаний. Но поскольку, согласно Канту, «архитектонический интерес разума (требующий не эмпирического единства, а единства чистого разума a priori) заключает в себе естественную благосклонность к утверждениям тезиса» [8, с. 440], то это его стремление можно назвать истинным философским благочестием. Таким образом, суть «перихоресиса» описывает наличное состояние культуры как неслиянность истины добра и красоты, а идеальное состояние – архитектонику культуры, как стремление к нераздельности этих начал. Метафизическое триединство категорий духа, чьи внутренние диалектические и антиномические отношения обозначаются понятиями «перихоресиса» и «архитектоники», является некоторой нормой философского мышления, суть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=