Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 51 Keywords: cultural wealth, ethic and esthetic synthesis, crisis of culture, перихоресис, culture very tectonics. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-50-58 Проблема обоснования онтологического, гносеологического и аксиологического статуса духовных ценностей культуры характерна для современного философского осмысления. Исследуется не только как философская методологическая и герменевтическая проблема дифференциации «наук о духе» и «наук о природе», но и в контексте этической проблемы «кризиса культуры». Проблема духовных ценностей в контексте современной философии и культуры по-преимуществу ставится в форме вопроса кризиса духовных ценностей . Это настолько всеобъемлющая постановка вопроса, имеющая уже почти что вековую традицию на Западе и в России, что часто затмевает позитивный вопрос о природе и статусе духовных ценностей. Однако философия как раз и занимается (помимо своей исконной критической задачи) прояснением кардинальных смыслов и ценностей человеческого существования. И вопрос о природе духовных ценностей, отражающих специфику и уникальность человеческого существования, не должен находиться на периферии философского процесса. Этический взгляд на природу человеческой духовности имеет свою специфику. Высшие ценности (идеал), обращенность к которым предполагает и нравственное изменение (совершенствование, преображение) человека – самое общее понимание духовности с точки зрения моральной философии. И как таковая духовность, в которой представлены ценности высшего порядка, выступает в качестве основы культуры. Перед философией помимо поиска первоначала сущего, объяснения и обоснования тех или иных форм бытия, традиционно стояла задача оправдания существования. Оправдание – ценностная категория и ценностная функция сознания, которая относится к области практической философии. Впрочем, ценность относительно недавно стала предметом философского анализа. Исследователь В. Вундт считает, что лишь «в недавнее прошлое» выдвинулось течение, понимавшее сущность философии «в правильной оценке ценности , которою обладают существование вообще и его отдельные блага» [1, с. 19]. Современные отечественные исследователи также считают, что философия ценностей имеет сравнительно недавнее происхождение. Так, А. А. Ивин пишет: «Хотя философское исследование ценностей столь же старо, как и сама философия, понятие ценности было введено в философию только во второй половине XIX века. Аксиология как особая ветвь философии моложе всех других ее ветвей (онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д.)» [2, с. 3]. «Оценка ценности», таким образом, может претендовать на вполне самостоятельную область философского исследования, что, естественно не исключает, а предполагает ее связь с традиционными философскими практиками. И как говорит В. Вундт: «...сама оценка ценности нуждается в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=