Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 48 народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация. Кораническая антропология, признавая за человеком не только статус «раба Аллаха», но и Его наместника на земле, направляет действия верующих на активное преобразование их земной жизни в духе предписаний ислама. Разработанные исламской теологией и коранической антропологией идеи: императива намерения как сообразного велению Бога действия; понимания Бога как Абсолютной Воли; последовательного монотеизма (Бог - единственный источник блага и зла); блага как повиновения божественному закону; равенства земного и потустороннего блага; избранности исламской общины (уммы) и др., определяют основное содержание подходов и решений проблем насилия и ненасилия в традиционном исламе. Проведенный нами анализ вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна) позволил выделить основные идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама. Священное Писание ислама содержит множество предписаний по вопросам войны, мира и милосердия. Следует подчеркнуть, что призывы Корана к войне против язычников Мекки отражают конкретную ситуацию жизни Пророка в мединский период истории ислама и не применимы в наши дни в качестве принципа, оправдывающего применение силы. Понимание милосердия в традиционном исламе всеобъемлюще и подчеркивает взаимосвязанность всего сотворенного с собой и с Творцом. Милосердие начинается с Бога и даруется Им каждому живому созданию. Люди, проявляющие друг к другу милосердие, оказываются объектом еще большего милосердия Бога. Такое видение ислама поощряет снятие барьеров между народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация. На наш взгляд в исламе содержится дихотомия насилия и ненасилия. С одной стороны, требование следовать божественным установлениям, ориентация человека на активную жизненную позицию оправдывают насилие с целью приближения к религиозному идеалу. С другой же стороны, трансформация представлений о человеке в современном исламе, признание за человеком свободы выбора, способности к самопознанию, его чистоты и святости привели к появлению в ряде мусульманских стран движений, использующих в своих практиках принцип ненасилия (например, движение Республиканских Братьев в Судане 1951 г. и ненасильственная армия Слуг Господних под предводительством Абдула Джаффара Хана в Афганистане 1929 г). Литература 1. Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М. : ВОЛОКНОР : ТРЕКИНГТУР, 1990. 727 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=