Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 45 изумленный мягкостью Пророка сказал: «У меня десять детей, но я никогда никого из них не целовал». На что Пророк ответил: «Тому, кто не проявляет милосердия, не будет оказано никакого милосердия». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 5997, передал Абу Хурайра). В Коране сказано: « И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй » (93: 9-10). В соответствии с приведенным стихом Корана выступают манеры Пророка по отношению к сиротам. Пророк сказал: «Я и тот, кто заботится о сироте и обеспечивает его, будем в раю вот так», – и он соединил указательный и средний пальцы. (Абу Дауд, хадис 5150, передал Сахль). Пророк поощрял доброту, говоря, что человек вознаграждается благими делами за каждый волосок, который он погладит на голове сироты. Защита имущества сирот ясно подтверждается Кораном: « Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени! » (4: 11(10)). Коран уделяет достаточно много внимания вопросам войны и мира. Здесь мы подходим к одной из самых сложных проблем - концепции джихада. Сложность заключается в том, что понятие джихад находится в зависимости от субъективного восприятия отдельного человека, лидера. В религиозном контексте оно означает усилие верующего на пути к Богу, «великую войну», которую каждый верующий мусульманин должен вести внутри самого себя против своих пороков, невежества и зла. «Малый джихад» ведется против врагов веры и истины, против зла, насилия. Насилие в исламе позволено применять только в крайнем случае и только против тех, кто наглядно доказал свои злые намерения, кто является агрессором, убийцей. Во всех остальных случаях, шариат призывает к терпимости и увещеванию. С точки зрения мусульманского права, джихад не предполагает и не оправдывает насильственного обращения в ислам. Правомерными признаются только те случаи принятия ислама, которые произошли ненасильственно, т.е. вследствие разумного убеждения или «перемены сердца». По этой причине к немусульманскому населению в исламских странах всегда относились терпимо. Коран ограничивает насилие, не столько предписывая возмездие за убийство, сколько принимая его как правовую реальность. Он признает справедливость равного воздаяния, поскольку он осуждает насилие, вводит его в контролируемые рамки: « кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех » (5: 35(32)). В суфизме, например, термин «джихад» использовался в значении внутренней борьбы (« великий джихад ») добра и зла, идущей внутри каждого человека. В Коране установлен строжайший запрет на братоубийственные распри между мусульманами: « Не следует верующему убивать верующего » (4: 94(92)). С установлением ислама происходит ограничение практики кровной мести, которую предписывается заменять денежными выплатами родственникам погибших: « пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то - пост двух месяцев последовательных как покаяние пред

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=