Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 44 на земле, – и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам». (Абу Дауд, хадис 4941, передал Абдулла бин Амр). Сам Аллах говорит о милосердии: « Мы послали тебя только как милость для миров » (21: 107). Данный аят Корана показывает, что ислам основан на милосердии. Универсализм данной религии, говорит о том, что Аллах послал пророка Мухаммеда в качестве милости ко всем созданиям без исключения. В Коране по этому поводу также сказано следующее: « К вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он - ревнует о вас, к верующим - кроток, милостив » (9:128). Исламская традиция подчеркивает, что данные строки Священной Книги мусульман четко проявились в поведении и образе жизни Пророка ислама. Жизнеописание Пророка открывает трудный и полный невзгод путь, пройденный им ради передачи божественного откровения. Всячески подчеркивается, что Пророк был кроток и милостив в наставлении своего народа, и всякий раз, когда люди чинили ему вред, он всегда молил Аллаха о прощении им их невежества и жестокости. Вот какое описание ближайших сподвижников Пророка дается в Коране: « Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой . Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду! » (48: 29). История ислама знает немало примеров проявления милосердия сподвижниками Пророка. Абу Бакр Ас-Сиддик потратил все свое имущество на выкуп рабов у их жестоких хозяев, а затем, во имя Аллаха, отпускал их на свободу. Разъясняя своим сподвижникам правильное представление о милосердии, Пророк сказал, что оно состоит не в том, чтобы быть добрым к родственникам и друзьям, а в проявлении милости и милосердия к обществу в целом: как к знакомым людям, так и к незнакомым. Среди доисламских традиций арабов эпохи «джахилийи» существовали обычаи принесения своих детей в жертву божествам, закапывания новорожденных младенцев женского пола заживо. Ислам наложил строгий запрет на совершение такого рода действий, о чем говорят Коран и Сунна Пророка. Хадисы свидетельствуют о добросердечии Пророка по отношению к детям: «(Бывает,) я начинаю молитву, желая сделать ее подольше, но, услышав плач ребенка, я укорачиваю ее, ведь понимаю, что рыдания ребенка пробуждают чувства у его матери» («Сахих» Аль-Бухари, хадис 707, передал Абу Катада). Пророк учил, что детей нужно воспитывать в доброй, любящей атмосфере, а также тому, что нельзя их бить и унижать. Один из хадисов повествует о том, как один человек увидел, что Пророк целует своего внука и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=