Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 38 революционной борьбы. Однако Л. Н. Толстой предполагает лишь внутреннюю духовную борьбу. Размышляя о причинах фактического неравенства в обществе, он делает интересные наблюдения над природой человека: «Какой бы ни был в наше время человек, будь он самый образованный, будь он простой рабочий, будь он философ, ученый, будь он невежда, будь он богач, будь он нищий, будь он духовное лицо какого бы то ни было исповедания, будь он военный, – всякий человек нашего времени знает, что люди все имеют одинаковые права на жизнь и блага мира, что одни люди не лучше и не хуже других, что все люди равные. А между тем всякий живет так, как будто не знает этого. Так сильно еще между людьми заблуждение о неравенстве людей» [8, с. 161]. Моральное зло заключается в том, что люди прибегают к теоретическим ухищрениям, оправдывают неравенство . Здесь Л. Н. Толстой выходит на важные антропологические дефекты человека, которые, прежде всего, проявляются в моральной сфере. Нравственная чистота дает возможность увидеть антропологическое единство человека, которое выше всех его национально-культурных, государственных и гражданско-правовых ограничений. Л. Н. Толстой выходит на метафизический уровень вопроса о предназначении человека, в котором решается вопрос о фундаментальном духовном равенстве людей [8, с. 158-159]. Кроме прочего, данный вопрос о чистой сущности человека , вопрос о том, что делает человека человеком, о человеческом в человеке – один из фундаментальнейших вопросов всей философской этики. Поиск человеческого в человеке никогда не прекращался и не прекратится, во многом сам этот поиск является свидетельством высшего проявления человеческих качеств. И Л. Н. Толстой здесь занимает одно из главных мест в пантеоне великих моралистов человечества, поскольку сила, острота и одновременно простота в постановке этого вопроса о человеке у него достигает очень высокого уровня. Следующий аспект в морально-правовых воззрениях Л. Н. Толстого – это критика насилия как легитимной формы государственного управления. Это центральный пункт его учения, вызвавший множество самых разных оценок и реакций. Учение о непротивлении приобретает у Л. Н. Толстого характер универсального системы, охватывающей все уровни существования человека. Свое отношение к насилию он формулирует в «Пути жизни» так: «Одна из главных причин бедствий людей – это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей» [8, с. 166]. Корень всех бед и зол Л. Н. Толстой видит в насилии, в суеверном признании за ним права и правды. На разные лады повторяется у него одна и также мысль, что любовь, которая в корне противостоит насилию, представляет собой искомое благо жизни. Только непротивление злу насилием, считает мыслитель, приводит человечество к замене закона насилия законом любви. Это должно привести к максимальному улучшению жизни, достижению блага. Идея о насилии основывается на заблуждении, которая ставши привычкой, приобретает силу одного из главных моральных пороков. Толстой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=