Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 37 практически все его творчества, находя определенную теоретическую кульминацию в итоговом произведении «Путь жизни». Предваряя главу о любви, он пишет: «Душа человеческая, будучи отделена телом от Бога и душ других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с Богом все большим и большим сознанием в себе Бога, с душами же других существ все большим и большим проявлением любви» [8, с. 55]. Эта концепция любви раскрывается в шести пунктах, которые в совокупности представляют собой своеобразную философию любви. 1) Любовь соединяет людей и с Богом, и с другими людьми . Это теологический и социальный аспект общения, которое посредством любви выходит на онтологический уровень «соединения». Здесь Толстой ссылается на буддийские сутты, на Евангелие, на персидскую мудрость и на Паскаля. 2) Как тело человека требует пищи и страдает без нее, так и душа человека требует любви и без нее страдает . Аналогия тела и души выводит на идею о любви как главной духовной пищи человека. Ссылка на «Учение 12 апостолов». 3) Любовь только тогда истина, когда она любовь ко всем . Универсальность любви как критерий ее истинности. Здесь важен аспект неизбранничества: любви достойны все, в том числе и враги. Ссылка на Шопенгауэра, Магомета, Канта и Лессинга. 4) Любить истинно можно только душу . Духовность любви как критерий ее истинности. Телесная любовь замыкает человека в границах своей эгоистической самости, а духовная размыкает. 5) Любовь свойственна людям . Естественность любви как критерий ее истинности. Любовь дарована человеку как самое естественное свойство души. Задача в том, чтобы увидеть в себе этот дар. Ссылка на восточную мудрость и Эпиктета. 6) Только любовь дает истинное благо . В иерархии благ любовь занимает высшее место – это смысл и цель человеческого бытия. Истинная жизнь заключается в том, чтобы жить по любви. Это абсолютно бескорыстный дар. Ссылки на Евангелие, Сковороду, Кришну, Клеобула. Таков духовный фундамент человеческого бытия, на основе которого и решаются вопросы, связанные с социально-правовой организацией жизни. Этим вопросам Л. Н. Толстой уделяет значительное место и в данной книге. Более всего это отражено в главах «Неравенство», «Насилие», «Наказание», «Суеверие государства». Так, в главе «Неравенство» дано такое онтологическое обоснование равенству: «Основа жизни человека есть живущий в нем дух Божий. Божий один и тот же во всех людях. И потому люди не могут не быть все равны между собою» [8, с. 143]. Неравенство, таким образом, не естественно, оно есть искажение изначального божественного принципа. Равенство есть данность , а не заданность – такова толстовская философия равенства, в то время как различные социальные учения считают наоборот, что равенство – не данность, а заданность, то, к чему нужно прийти в ходе внешней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=