Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 35 словах раскрыта глубокая взаимосвязь правовых и моральных идей, характерных для Л. Н. Толстого. В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» назвал Л. Н. Толстого «страстным искателем правды и смысла жизни» [см.: 3]. Поэтому правовые воззрения Л. Н. Толстого следует рассматривать не изолированно, а в глубокой связанности с экзистенциальной проблематикой. При этом именно В. В. Зеньковский, давший высшую положительную оценку толстовским философским воззрениям, характеризует его взгляды («панморализм») в терминах «мистического и педагогического анархизма». И термин «анархизм», имеющий явно отрицательную коннотацию, становится спутником интерпретации идей Л. Н. Толстого. Здесь необходимо сделать одно принципиально важное уточнение: все уничижительные характеристики Л. Н. Толстого в терминах «нигилизма», «морализма», «позитивизма» и т.д. не согласуются с его статусом всемирно признанного гения и великого писателя мирового уровня. Это говорит о том, что к личностям такого масштаба не применимы оценки из обыденного, тем более политического словаря. И для понимания его идей необходимо по возможности реконструировать целостную систему его воззрений, чтобы понять их «нигилистический» исток и сущность. Остановимся на некоторых с нашей точки зрения важных нравственно-метафизических идеях писателя, помогающих раскрыть его особе отношение к вопросам права. При всем многообразии воззрений Л. Н. Толстого во всем его творчестве есть одно безусловное ядро, проходящее от начала до конца: это этические воззрения, которые нельзя понимать в рамках аристотелевской парадигмы этики, так как здесь речь идет о чем-то большем. Нам было дано фундаментальное нравственное учение , которое определило не только эстетическую, но и жизненную позицию писателя. Такой взгляд позволят более масштабно постичь глубину этических воззрений Л. Н. Толстого не как узкого «морализма», но как концептуальную философию морали , в основе которой лежит не дидактика, а метафизика самого зла. Именно метафизический характер зла, открывшийся Л. Н. Толстому в результате его творческой работы, порождает наиболее адекватную этой метафизике этику непротивления . Здесь корень специфики этого учения, распространяющегося на все, в том числе и на правовые сферы жизни. Именно как «откровение» трактует идею непротивления Л. Н. Толстого В. Н. Назаров: ««Этическое обращение» Толстого совершилось в начале 1870-х гг., когда он пережил откровение нравственной истины непротивления злому , ставшей для него источником подлинной веры и лейтмотивом всего творчества и жизни. С этого времени Толстой последовательно и настойчиво пытался донести до других смысл явленного ему откровения» [5, с. 91]. Эти откровения были, как правило, не понятны и поэтому не поняты современниками. Во многом непонимание и неприятие взглядов Л.Н. Толстого происходило потому, что они были направлены против существующего общепринятого образа жизни и господствующих мыслей. Его бесчисленные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=