Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 31 общества не зависит от политики. Хотя политика своими действиями пытается влиять на общественную активность и общественное сознание, которые в свою очередь могут укреплять или ослаблять консолидацию и солидарность социума, его патерналистские ожидания, корректировать грани социальных оценок, изменять требования уровня ответственности, задавая этим некий ценностный тренд отношений к политике и власти в массовом сознании. Поэтому любая моральная ценность обретает действенность и получает силу нормы, если она получает согласие всех, кого касается. Ведь согласно, Э. Левинасу, «благо не является объектом выбора», а потому находится вне политической власти [12, с. 640]. Как представляется, всякое разрушение моральных норм неизбежно вызывает аномические отступления в поведении индивидов и деятельности государственных структур, которые порождают девальвацию моральных ценностей, что может даже вызвать использование крайних методов действий. Ведь при реализации различных целей в политике более эффективна опора на моральные качества сознательной и активной личности, чем на воздействие самого совершенного закона. Это связано с тем, что политические действия могут служить как добру, так и злу в соответствии со сложившимся аксиологическим полем взаимодействий морали и политики. Поэтому общественное сознание напрямую зависит от адекватности оценок людей в их следовании моральным установкам. А моральная деградация самым непосредственным образом отражается на идеологических предпочтениях и методах реализации целей, степени господства права или произвола, характере социальных отношений. Взаимодействие моральных и политических ценностей, как мы видели, определяется целым рядом факторов. Они связаны с доминантным влиянием прагматического подхода или идеальных воззрений, характером целей, этической трактовкой понятий, которые объясняют содержание моральных норм и требований к индивиду. На их основе формируется отношение к событиям, их оценка, приемлемые для социума и власти действия. Рассматривая аксиологическое поле морали и политики, можно видеть, что (1) ценностные факторы в своем взаимодействии могут быть согласованными или несогласованными друг с другом, что может приводить к консолидации социума или конфликту в нем; (2) любые ценностные установки связаны с идеологическими ориентациями, потребностями социальных групп, социокультурными установками общества; (3) ценностные ориентиры политической элиты и общества определяются конкретными социальными интересами, отчего они выступают по отношению друг к другу в качестве доминирующих или оппозиционных. Литература 1. Левицкий С. А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М. : Посев, 2003. 464 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=