Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 30 измерить [7, с. 204-205]. Необходимо учитывать, что экзистенциальная сущность власти и политики сопровождается личным эгоизмом, самоутверждением, доминированием, которые далеки от моральных требований должного. Вследствие этого возникает задача поиска балансного равновесия между должным как моральным идеалом, отражающим ценности коллективного целого, и сущим реальной политической практики. Ведь, как указывает К. Дж. Герген, «фактически, любая форма социальной организации воплощает в себе разделяемую внутренне онтологию (согласованный взгляд на «реальность») и этическую чувствительность (повседневное следование тому, что в обществе считается достойным и желанным, в отличие от неуместного или предосудительного)» [8, с. 229]. Как представляется, в этом проявляется потребность в установлении определённого «согласия» между моральными нормами, представлениями, требованиями общества и нравственными чувствами и ориентирами самого политического деятеля. Осуществить нравственную реализацию власти на практике крайне сложно. Но без морально-ценностных ориентиров общество обойтись не может, так как они задают некие правила политической деятельности, их нравственное значение, выбор их оптимального варианта. И как бы политик не стремился освободиться от «оков» морали, он всё равно аппелирует к ее ценностям и нормам для оправдания своих поступков. С. Л. Франк обращал внимание на то, что «мораль, опирающаяся на веру в объективные ценности, на признание внутренней святости какой-либо цели, является в отношении этой веры служебным средством, как бы технической нормой и гигиеной плодотворной идеалы и нормыЮжизни» [9, с. 159-160]. Поэтому исследуя проявление морали в политике, мы должны принимать во внимание общечеловеческие идеалы и нормы морали, которые регулируют поведение в политической сфере. Следует также учитывать, что каждый политический субъект действует в конкретном социокультурном поле, обусловленное особенностями целей политического общества и особенностями взаимодействия морали и политики. Если по своему характеру политическая борьба протекает в установленных законом и согласованных участниками взаимодействия рамках, то все стороны придерживаются определенных моральных ограничений и обязательств. То есть, справедливому отмечанию Т. Х. Керимова, «этический дискурс должен быть не дискурсом долженствования как закона, а дискурсом абсолютного долженствования как блага» [10, с. 93]. Поэтому ценности, выражая субъективные настроения и надежды, являются посредником между рациональным и иррациональным, оказывая воздействие на выработку межсубъектных взаимодействий и восприятие социальной действительности. Т. С. Лапина в этой связи отмечает, что «в зависимости от характера признаваемых критериев оценок социальный субъект аксиологически ранжирует произведённое и содеянное людьми, а также саму человеческую деятельность, выявляя ценности и антиценности, полагая критерии оценивания и сами оценки видом духовных детерминант поведенческой активности» [11, с. 36]. Заметим, что моральный потенциал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=