Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 28 внутреннее противостояние в их взаимодополнении, вызванное необходимостью согласования утилитарных и прагматических целей политической деятельности с моральными ценностными ориентирами. Это позволяет обществу оценивать личные качества политиков, избранные ими средства деятельности, сопрягать политическую практику с традиционными установками и моральными императивами. Это связано с тем, что в процессе развития государства противоречивое взаимодействие морали и политики осуществляется, прежде всего, через сложившиеся ценностные ориентиры, идеологические установки и правовые нормы, которые взаимно влияют друг на друга. Нарушение равновесия морали и права чревато тем, что главенствующая роль права, связанная с подменой морали, вызывает стагнацию моральных идей, а подмена морали права – морализацией, профессиональными предписаниями. Справедливость как ценность, являющаяся идейной основой морали и права, как раз и выражает соответствие между совершенным действием и воздаянием за него, между правами индивида и его обязанностями, выступая в качестве индивидуального и социального идеала. Баланс ценностей морали и политики отражается в интерпретации понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь» для каждой конкретной ситуации и состояния социума. С древних времен политические события рассматривались не только с точки зрения их содержания, но и с учётом роли и значимости духовных ценностей и моральных идеалов социума. Ведь любой индивид соотносит свое поведение согласно сложившихся в обществе норм и идеалов, что оказывает регулирующее воздействие на межличностное взаимодействие и социальную практику. Как отмечал С. А. Левицкий, «личность становится полноценной лишь в служении абсолютным ценностям» [1, с. 220].Таким образом, ценности определяют отношение индивида или всего социума к окружающей социальной действительности, что определяет содержание моральных норм, идеалов, выработка политических целей. Все это проецируется на содержание нормативно-регулятивных установок и правил, которые позволяют осуществить корректирующее воздействие на поступки индивида и политическую практику в обществе. Важное место в определении аксиологического поля морали связана с идеей О. Г. Дробницкого, который предложил различать две стороны в морали – деятельностно-практической и идеально-духовной, образующих единое целое, отражающей специфику социальных отношений и перспективы индивидуального нравственного самосовершенствования. О. Г. Дробницкий рассматривает мораль через единство универсалий и конкретного поступка, что раскрывает понимание морали на уровне «концепта», предполагающего осознание конкретного явления в единстве с его общим моральным смыслом [2, с. 229, 306, 309, 319, 373]. Учитывая, что добро, зло, справедливость, благо имеют субъективная ориентация, всякое нравственное суждение несёт в себе некое ценностное основание, являясь результатом соотнесения ценностной модели с окружающей действительностью. Поэтому согласимся с И. И. Докучаевым, который «под

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=