Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 21 Задача морали, особенно в современных условиях, состоит в том, чтобы дать определенное духовное направление человеческому бытию в соответствии с идеалами гуманности и нравственности. Назначение морали состоит в установлении согласия между людьми, устранении их вражды и непонимания, определении гармонии межличностных отношений как условий подлинного гуманизма, выражении права людей на достойную и счастливую жизнь [11, с. 23-28]. Главным стимулом для этого должно стать осознание того, что духовное выше материального, нравственные обязанности выше стремления к вещному благополучию. В этом плане этика ценна тем, что помогает сойти с дороги зла и встать на путь добра. Столь радикальное жизненно – трансформирующее действие обычно предваряется напряженной работой морального сознания, направленной на тотальную перестройку детерминанты ценностной приоритетности, когда сбрасываются с пьедестала кумиры зла и возводятся на него образцы духовно возвышающей добродетельности. В этике сейчас уделяется большое внимание подобным глубинным переворотам в моральном сознании, переходам от добра ко злу или наоборот от зла к добру. Особенно важен для формирования морально гармоничной личности последний вариант. Также ретушируется фактор относительной быстроты и резкости подобных пертурбаций, что обусловливается усилением динамичности и валотильности современной жизни, и обсуждается проблема более широкого использования в этической концептуалистике категории «духовность», объясняющую, нынешние этико-категориальные связки, характеризующие особые нюансировки в деятельности внутреннего мира современного человека. Как отмечает А. В. Маринченко, когда внутренний мир соприкасается с духом добра, он становится одухотворенным. Понятие «одухотворенность» указывает на то, что идет процесс насыщения внутреннего мира добром, но, в силу неких причин, он пока имеет кратковременный или нестабильный характер. Однако, когда одухотворенность базируется на стабильном контакте с добром происходит пронизывание им через внутренний мир всей самости человека, то здесь уже создаются предпосылки для такой диспозиции, которая определяется другим понятием. Получается, что все естество человека охвачено добром, побуждающим его осуществлять высокодуховную моральную деятельность, позитивный ценностный выбор[7, с. 104]. При этом в сфере нравственности у него образуется крепкоспаенный гармоничный морально- духовный этический альянс, который обозначается категорией «духовно- нравственный стержень самости», являющейся завершающим звеном в следующей категориальной цепочке: «внутренний мир человека» – «духовные эманации добра» – «одухотворенность» – «духовность как высшая моральность» – «духовно-нравственный стержень самости». Этике предстоит преодолеть барьер неопределенности и неоднозначности в понимании сути содержания категории «духовность», установившихся в силу ее сложности. На данный нюанс указывает П. Тейяр де Шарден, когда пишет: «Нет более привычного для нас понятия, чем духовная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=