Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 19 относятся такие качества, как честность, добросовестность, справедливость, мужество, дисциплинированность и др. Аристотель отмечал, что добродетели не являются врожденными человеку, а приобретаются им в процессе жизни в обществе, а также путем воспитания. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. Говоря о «середине» как отличительном признании добродетели, Аристотель имеет в виду «среднее» в области чувств. Так, мужество – среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростьмежду – расточительством и скупостью, скромность – между наглостью и застенчивостью и т.д. Следовательно, добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем. Кроме положительных моральных качеств у людей существуют и отрицательные качества: предательство, грубость, зависть, лицемерие, ненависть и др., которые также являются категориями этики, характеризующими отрицательные стороны поведения людей. Этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, – «Не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным, наилучшим. Этика рассматривает нравственность (добродетель), «не просто, чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается». Она является и нормативной наукой, призванной показать, как и откуда появляется добродетель, развернуть программу нравственного воспитания. Более того, в этике познавательные задачи (знание добродетели самой по себе) подчинены нормативным целям – обоснованию того, как стать добродетельным. Цель этики – не обогащение индивида знаниями, а его преобразование, нравственное возвышение. Знания о добродетели и о путях ее формирования должны совпасть в индивиде с потребностью стать добродетельным [2, с. 37-44]. Выражая суть нашего рассуждения, мы можем сказать, какие люди способны служить добру и составляют положительный элемент мира. Если добро состоит в высшей разумности человека, а зло исходит от свойственной ему ограниченности, то человек тем больше в состоянии служить добру, чем меньше над ним имеет господство его низшее Я, его ограниченная природа. Для служения добру необходимо, по возможности, побороть в себе низшую природу и подчинить ее высшей. Тогда сглаживается присущая человеку двойственность и человек доводит себя до более или менее цельного, гармоничного состояния [15, с. 35-46]. В гносеологическом плане, этика является наукой о морали, нравственности, о нравах и жизненных ценностях человека. Она изучает мораль в целом как особую сферу жизнедеятельности человека, ее природу, структуру и роль, ее происхождение и предназначение. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных ситуациях: на работе, семье и социуме. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: индивида и общества; индивида и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=