Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 120 DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-119-128 К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную и образовательную, которые оказывают непосредственное влияние на накопление социально значимых знаний, ценностей, норм общества и освоение богатств его духовной культуры. Данная статья посвящена анализу деятельности институтов культуры малого провинциального города Шуя с его историческим, духовным, культурным наследием. Большое число статей и диссертационных исследований посвящены анализу социокультурного пространства современных российских городов. Рассмотрим наиболее интересные из них. В работе «Социокультурное пространство современного города» И. В. Тулиганова приводит структуру социально-культурного пространства города, включающую: социальную составляющую (социальные группы, структуры), культурный план (нормы поведения, традиции, ценности общества), коммуникацию и информацию и указывает на необходимость анализа социокультурного пространства города в комплексе, с учетом взаимодействия всех составляющих [3]. В диссертации «Социокультурное пространство современного российского города» Е. А. Сертакова приводит социально-философский анализ социокультурного пространства современного российского города-миллионера Красноярска – крупного культурного, экономического, образовательного центра Сибири [2]. К сожалению, диссертационных исследований, посвященных анализу социокультурной среды малого города, находящегося в центре России нами не обнаружено, что и обусловило выбор темы исследования. Ученые, рассматривая понятие социокультурной среды, разделяют его на составляющие понятия: социальная среда и культурная среда. В социологии «социальная среда» – психическое, духовное, культурное и социальное окружение человека, то есть совокупность всех отношений между людьми, формирующая общественные отношения. В культурологии термин «среда» обозначает «совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных и материальных ценностей» [1]. Исходя из данных понятий, мы можем рассматривать духовную и материальную составляющие социокультурной среды. Материальная сторона социокультурной среды города включает наличие и благоустроенность учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, дома культуры), учреждений образования (университеты, консерватории, школы музыкальных, художественных искусств), памятников природы (городские, национальные парки, зоопарки, заповедники, реки), архитектурных и скульптурных достопримечательностей. Духовная сторона социокультурной среды города представляет собой традиции и нормы поведения жителей, культуру общения и средства массовой коммуникации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=