Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 12 извѣстимся, что вы присовокупитесь къ симъ дерзостнымъ грабителямъ и имъ тайно, или явно деньгами либо съѣстными припасами помогать станете, ...то мы принуждены будемъ признавать васъ за нашихъ враговъ и безъ милосердiя истреблять огнемъ и мечомъ», так как «заключенной между обоими нашими Дворами вѣчной миръ требуетъ... сей вѣчный миръ (если Богъ соизволитъ) содержать твердо и нерушимо, что мы засвидѣтельствуемъ нашею Императорскою совѣстiю» и потому «повелѣли Мы сей Нашъ Императорскiй Указъ, собственною Нашею рукою подписанный, напечатать и къ вамъ оный, елико можно наискоряе, послать и вамъ раздать, дабы вы не могли отговариваться незнанiемъ» [8]. В таким историческом контексте, утвердившемся в Европе после Вестфальского мира (Pax Westphalica,1648), элиты отказались от норм законодательства глобальной «Pax Christiana» и господства «ΚαθολικήςΕκκλησίας/EcclesiaCatholica» (Codex Theodosianus, 438 и Codex Iustiniani, 529), а риторика «языка первого порядка» (конфессий) начинает отделяться от риторики «языка второго порядка» (политики и науки), где монарх выступает как «отец подданных всякихъ вѣръ и нацiй», а ученые и профессора университетов предпочитали определять себя как подданных глобальной «Respublica literaria» (Республики писателей), принадлежащих не только к разным конфессиям и нациям, но и к поиску единой истины. Именно эпоха Реформации (1517-1648) стала историческим периодом в развитии Европы, когда часть приверженцев глобальной «ΚαθολικήςΕκκλησίας/EcclesiaCatholica», которая около 1000 лет признавалась «religio», решили выйти из него, образовав многочисленные конфессии (вероисповедания), получившие собирательное наименование «протестантов», что привело к переосмыслению самой категории «religio», выступавшей ранее как разделительное обозначение эксклюзивной «ΚαθολικήςΕκκλησίας/EcclesiaCatholica», но ставшей собирательным обозначением не только христианских, но и нехристианских традиций, восходящих к дохристианскому значению латинского слова «religio», которое исторически около 1000 лет утверждалось как обозначение скрупулезно исполняемых практик поддержания «обычаев предков» («Mos maiorum»), противопоставленных иноземным «суевериям» («superstitio») в качестве законодательно учрежденных норм публичного «понтификального благочестия» в «Вечном городе» и возникшем на его основе глобальном человеческом «общежительстве», «республике» («respublica» – общее дело) и империи, где именно «литургия» обеспечивала поддержание «Pax Deorum» («божий мир», «мир божеств», «мир с божествами»). В этом контексте можно говорить, что работа Д. Кантемира отразила глобальный процесс смены основных денотатов и коннотатов латинского слова «religio», которое именно в XVIII веке вошло в российскую литературу в качестве собирательного обозначения особого феномена культуры, к которому стали причислять не только христиан, но, начиная с данной монографии, все другие нехристианские традиции, включая затем и «шеманство». В этом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=