Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 115 собственные специфические черты. Региональные культуры составляют национальную культуру в целом, вот почему формирование провинциального этоса может преобразовать российскую национальную культуру. Изучение и активное сохранение культурного наследия региона, то есть, деятельностное краеведение, в таком аспекте предстает как обязательное условие сохранения и приумножения национальной культуры, формируя ее ценностные смыслы. Почему краеведение важно как деятельность, особенно в рамках провинциального этоса? Культурное наследие, по мнению Д. С. Лихачева, может быть сохранено только посредством его использования, изучения, повторения, воспроизведения: «Памятники культуры не могут просто храниться – вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского «делания» рядом с ними. Музеи – это не кладовые. То же самое следует сказать и о культурных ценностях той или иной местности. Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной мере своего воспроизведения, исполнения, повторения в жизни. Записанные, но хранящиеся только в записях, собранные, но только зарегистрированные и лежащие без движения – они перестают существовать, разрушаются, утрачивают какие-то (хотя бы маленькие) связи с жизнью. Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма, созданием хоров и кустарных артелей. Культура из лежащей втуне становится действенной и «работающей». Краеведение не только наука, но и деятельность!» [1]. Очевидно, что в процессе краеведческой деятельности формируются ценности патриотизма, благодаря близости к наследию родного края, которая помогает лучше понять культуру своего региона, включится в нее, повлиять на ее формирование, понять старшие поколения. Таким образом, вовлечение молодежи в деятельностное краеведение является культурообразующим и воспитательным аспектом патриотизма. Воспитательные черты деятельностного краеведения Какое воспитательное воздействие в целом может оказать на человека близкое знакомство с культурой своего края? Ответ на этот вопрос дает академик Лихачев, который полагает, что это, в первую очередь, нравственное воспитание: «…воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным…. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=