Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 114 meanings of the national culture as a whole and the cultural characteristics of patriotism. Therefore, educational work carried out in the context of «active regional studies» is important from the point of view of the formation of patriotism values. On the example of educational work carried out in the Tula State L. N. Tolstoy Pedagogical University. It analyzes the cultural and educational characteristics of patriotism in the aspect of «active regional studies». At the end of the article, it describes the feature of patriotism education in the provincial space, its prospects in the context of regional culture are determined. Keywords: patriotic education; patriotism values; active regional studies; cultural characteristics of patriotism; provincial ethos; value meanings of regional culture. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-113-118 Вопрос о формах и методах патриотического воспитания в высшей школе является особенно актуальным в периоды культурных и ценностных кризисов. В такое время особенно важными становятся культурные и ценностные смыслы патриотизма, которые связаны с региональной культурой, и, в конечном счете, с национальной культурой в целом. Задачей патриотического воспитания, в этом случае, является поиск методов развития патриотических ценностей в контексте деятельностного краеведения. Этот термин взят из статьи Д. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность». Почему краеведение, становясь деятельностью, воспитывает ценности патриотизма? Какова роль провинции в воспитании патриотизма через деятельностное краеведение? В чем заключается важность региональной культуры? Как осуществляется на практике патриотическое воспитание в контексте деятельностного краеведения в региональной культуре? На эти вопросы мы ответим в данной статье. Деятельностное краеведение и провинциальный этос В статье «Краеведение как наука и как деятельность» Д. С. Лихачев пишет о роли краеведения в сохранении региональной культуры: «Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах. … Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». Особенную важность, по мнению Лихачева, краеведение обретает в провинции, наполняя провинциальную жизнь особенным ценностным смыслом: «Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще – «добрососедства» с историей, культурой или природой...» [1]. Все вышеописанное может сложиться в так называемый «провинциальный этос». Этос, философский термин (греч.) как привычное место обитания, характер, нрав, обычай. Провинциальный этос понимается как совокупность нравов, ценностей, традиций, культуры характерных для российской провинции. В этом смысле, малые города предстают как своеобразные локусы провинции, имеющие особые культурные смыслы [2]. Региональная культура может выступать как часть провинциального этоса, имея, при этом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=