Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 109 осмысления русскими людьми их христиански-православного наследия. Русские мыслители, особенно А. С. Хомяков, выступали против западного эгоистического мышления. Европейскому возвеличиванию «Я» противопоставлялось восточное укоренённое «Мы» [11, с. 61]. Оно отвергает подчёркивание индивидуализма в личности и тяготеет к коллективности. Славянофилы верили в самобытное развитие России на основе религиозно- исторического и культурно-национального своеобразия нашей страны. Мир европейской культуры основан на знании, факте, порядке и законе, мире науки, рационального мышления. Русский мир – алогичен и стихиен, главная его стихия – вдохновение. Противоречивость русского национального характера не только в алогизме, но и в абсурдности законов и отношение к ним. Западу противопоставляется русская смекалка, «свои правила», «народные средства». Благодаря смекалке, плутовству, ловкости русский может победить, перехитрить иностранца. Ключевым символом, сакральным образом русской культуры и литературы является образ храма. Важно обратить внимание на то, что противостояние западничества и славянофильства – это органичное проявление русской культуры. Слияние и расхождение двух разграничительных мировоззренческих установок – не имеет аналогов в истории. Помня о том, что православие, имея специфические восточные особенности, есть всё же Средиземноморская религия. Русь же, находясь на распутье между Западом и Востоком, Европой и Азией, могла выбрать и другую религию. Однако она обратилась к Византии, с которой её связывали торговые и культурные отношения. Отметим и то, что в те времена Византия была самой цивилизованной частью христианского мира. Крещение связало русское государство не только с Византией. Русские князья стали активнее вступать в родственные отношения с королевскими дворами христианской Европы. В. О. Ключевский писал: «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой; но природа положила на неё особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию» [4]. Татаро-монгольское завоевание Руси во многом способствовало своеобразному последующему развитию России. Славянофилы считали, что в Западной Европе история развивалась как результат совместного жительства двух племён: завоёванных и завоевателей – галлов и французов. Россия же устраивалась самобытно, на собственной основе. Если варягов пригласили на княжение сами славяне, то татар, разумеется, никто не звал. Наши необъятные просторы поглотили татар и спасли нарождавшуюся европейскую цивилизацию. Россия оказалась разграничительной линией между степной Азией и Европой. Золотая Орда в течение нескольких столетий определяла социальные и политические отношения на Руси, наложила отпечаток на культурный облик страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=