Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 102 Востока, поддержка международного юношеского движения и т. д.» [1, c. 26]. «На смену цветам пришли трактора, пышущие паром локомотивы, заводские гудки, «лампочки Ильича» и другие символы советской модернизации» [1, c. 94]. Надо отдать должное мастерам текстильного рисунка того времени. Их рисунки обладали современной стилистикой, становясь своеобразным почерком эпохи, они внедрили в узоры тканей принципы авангардной живописи, их новаторские композиционные решения строились на виртуозном владении графикой, линией и цветом [10]. К тому же часто художники пытались найти компромисс между традиционным и современным решением текстильного орнамента, учитывать традиции и технические особенности популярных среди потребителей ивановских ситцев – белоземельных мильфлёров и «перекатов». Вторая половина 1930-х годов характеризуется отказом от тематических рисунков после знаменитой статьи Г. Е. Рыклина «Спереди трактор, сзади комбайн», опубликованной в «Правде» (6 октября 1933 года), где агитационный рисунок подвергся уничтожающей критике. Эсперимент с тематическим текстилем был признан неудачным, и спустя несколько месяцев государственное постановление официально запретило тематические мотивы на тканях. Вскоре художники вновь обратились к цветочному орнаменту [1], а это означало – возвращение к традиции. На пути развития орнаментики ивановских ситцев бывало еще немало перипетий, менялись вкусы потребителей, менялись стили и направления в искусстве, технологии и материалы производства, кардинально изменялось отношение к самим ситцевым тканям. Ручная набойка как художественный промысел оставалась лишь до второй половины 60-х годов в Павловском Посаде и здесь ее вытеснили инновационные технологии – механическая печать и фото-фильмпечать. Для любого промысла – будь то лаковая миниатюра, резьба или роспись по дереву, вышивка или кружевоплетение, такие нововведения не проходят бесследно. В настоящее время в Ивановской области с ее былой славой текстильной столицы, действует одно предприятие ООО «Шуйские ситцы», по- прежнему выпускающее набивной текстиль. Однако, современные производители хлопчатобумажных тканей отказались не только от традиционных ткацких технологий, что вполне естественно, но и от традиционной орнаментики, ориентируясь на крупномасштабные рисунки, зачастую граничащие с кичем. Постепенно происходит отход от канонов, текстиль, а также многие народные промыслы все больше отдаляются от традиции, от исконной народной культуры, зачастую обрывается преемственность мастерства, вместо живого развития творчества происходит механическое повторение образцов. По мнению М. А. Некрасовой, на производствах важно сохранять цеха ручной работы (набойки, вышивки, узорного ткачества и т.д.) «как творческое ядро промысла, которое может нести дух замечательной традиции»[ 6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=