Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 101 восточных, и на западно-европейских, и на русских ситцах» [8, с. 85]. Здесь со всей очевидностью проявляются инокультурные заимствования, которые восприняты мастерами, как родные, которые прижились на русской почве в сильно трансформированном виде сообразно своим вкусам и традиции. Если попытаться найти, в чем состоит своеобразие традиционных орнаментов ивановских ситцев, то, в первую очередь, можно назвать изящный мелкий рисунок и тончайшую, детальную проработку орнаментальных мотивов. «Для лучших образцов ивановских ситцев характерны связь с народными художественными традициями, изящество рисунка, изысканность и декоративность цветового решения» [8, с. 87]. В этой характеристике обнаруживается сходство с утонченным и миниатюрным искусством палехских мастеров, что свидетельствует о единых изначальных истоках, о единых факторах, питающих творчество и палешан, и текстильных дел мастеров. Отметим, что как и палехские мастера, текстильщики очень быстро реагировали на всякого рода новые явления в искусстве, в социальной жизни, в моде, в общественных вкусах. В текстильном рисунке начала XX века можно было встретить и реалистическое, и стилизованное изображение природных мотивов, ситцы в стиле «классики», «модерна» рассчитанные в основном на состоятельных потребителей. Рисунки на ситцах этого времени обладали высоким художественным уровнем, изяществом и тонкостью проработки, не уступающим европейским или столичным изделиям. Однако, из орнаментики постепенно утрачивались присущие традиционным ивановским ситцам миниатюрность и детальность разработки, красочность, декоративность, приверженность народным традициям. Тенденции потери своеобразия в результате чрезмерной ориентации на культурно-социальные и политические вызовы первой трети ХХ века, отразившиеся в народных художественных промыслах России, коснулись, как мы видели выше и палехского искусства, не обошли они и текстильный орнамент. Особое место в развитии ивановских ситцев занимает период 1920-х - начала 1930-х годов. Его особенность неоднозначна: с одной стороны – это полный отказ от традиции (мелкого растительного или геометрического рисунка) и это печально, с другой – в соответствии с планом монументальной пропаганды, зарождение совершенно нового направления агитационного и тематического орнамента в текстиле. К сожалению, в промежутке между 1929 и 1931 годами в стране по указанию художественного совета при Всесоюзном текстильном синдикате было уничтожено около 25 тысяч текстильных рисунков, большинство из которых представляли собой уникальные цветочные композиции. С целью освобождения валов под новые рисунки со старых печатных валов было сточено более 280 узоров, в основном с растительными мотивами. В текстильном орнаменте появились непривычные для текстиля рисунки, связанные с изображением важных тем советской действительности того времени, таких, как «коллективизация в деревне, индустриализация, электрификация страны, железнодорожный транспорт, раскрепощение женщин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=