Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 99 Все эти компоненты коммуникативной культуры, особенно традиционные, обладают той или иной этнической спецификой. По определению П. М. Кожина при оценке орнамента исходят из трёх критериев: построение орнаментальной композиции и соотношение её частей; смысловое содержание орнамента; чувственное восприятие. Применительно к критериям оценки орнамента вышивки можно добавить: используемые материалы (ткань, нитки), вид вышивки, приёмы выполнения, характер начертания мотивов, колористическое решение. Заложенная в данных компонентах информация, читаемая определённым образом в общем её контексте, и, тем самым, программирующая конкретную деятельность, вместе с тем, выполняет этнодифференцирующую функцию, отличая один народ от другого, один район поселения русского народа от другого. Русский народный костюм характеризуется декоративно-прикладным характером орнамента, зависимостью между функциями частей одежды, на которых он исполнен, спецификой орнамента, его изобразительными характеристиками. Русский тип народного костюма постепенно складывался на общей основе древнерусской одежды. Производство одежды у русских осуществлялось в домашнем хозяйстве вначале из собственных тканей, впоследствии – из покупных. Крестьяне выращивали коноплю, лён – растительные волокна, от овец и коз получали шерстяные волокна. Декоративное убранство русской крестьянской одежды отличалось большой сложностью, а также многообразием районных и областных типов. Орнаментация вышивкой русской народной одежды различалась по районам их бытования и имела свои особенности в связи с назначением одежды. Украшения на одежде соответствовали полу и возрасту её владельца, отражали имущественное положение. Декоративное убранство крестьянской одежды различается множеством вариантов, непохожих один на другой по характеру орнаментации, расцветке, расположению узоров на отдельных частях костюма. В крестьянском искусстве вышивки костюма господствует красный цвет, который отражает древнюю символику «солнца красного» и его огненных лучей. Любовь к красному цвету отражается в наименовании: алый, червчатый, черёмный, смородовый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный, потому что красный цвет имел всевозможные оттенки в зависимости от материала ниток и красителей. Богатство и многообразие отделки свидетельствует о больших творческих возможностях русского народа, неистощимой творческой фантазии [3]. Традиции устойчиво сохраняли основные формы и орнаментальные мотивы. Но наряду с древними узорами, в вышивке переплетались и трансформировались мотивы разного происхождения. Каждая эпоха вносила новое и в сами орнаменты, и в стилистические особенности вышивки в целом, придавая ей черты своего времени. Народная вышивка стала достоянием музеев сравнительно недавно, а в быту её жизнь обычно длилась на протяжении одного-двух поколений людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=