Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 98 are specified. The paper explores ornamental functions in the Russian traditional costume embroidery depending on the destination, the social status of its owner; it reveals sign and colour symbolism ornament, and compositional algorithms specifics. Keywords: ornament, embroidery, ornamental functions, embroidery motifs, colouristic specificity, symbolism, folk costume, art, traditions DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-97-110 В течение столетий выработалось множество приёмов орнаментации русского народного костюма. Орнамент – самая распространенная форма пространственных искусств, сопровождающая человечество на всех этапах его культуры. Он глубоко укоренён в быту, повседневно встречается в жилище, в утвари, в одежде. В работах историков и теоретиков искусства, археологов и этнографов, пользующихся различным материалом, можно встретить несколько отличающихся друг от друга точек зрения на природу орнамента, его роль и значение в обществе [5]. Целью данной статьи является выявление культурно-эстетического смысла и художественной ценности орнамента вышивки в русском костюме различных регионов России. Предметом исследования – орнамент вышивки в русском народном костюме XVIII-ХХ вв. В ходе исследования использовались м етоды анализа и синтеза дающие возможность рассмотреть орнамент вышивки в русском народном костюме как культурно-историческое явление, выделить основные черты орнамента. Задачей статьи является раскрытие богатства духовного, нравственно- эстетического содержания орнамента вышивки традиционного русского костюма и его значимости в культуре народа. По определению археолога И. П. Кожина: «Орнамент – ритмическая композиция, структурированная из симметричных по вертикальным, горизонтальным или наклонным осям элементов, узоров, зон или секций; она состоит из графических, рельефных… цветовых полей, разделённых четкими границами»[7, с. 129]. Принципы исследования орнаментации формировались в течение длительного времени усилиями различных наук, занимающихся реконструкциями этнокультурных и социально-исторических процессов, хозяйственно-экономических комплексов и структур на основании данных материальной культуры [7]. Этнограф Ю. В. Бромлей отмечает, что этнодифференцирующая функция знаковых свойств культуры, проявляется лишь при условии контактов между этносами. Этнические знаки существуют не сами по себе, а лишь тогда, когда они отличают одну этническую общность от другой [2]. Определёнными коммуникативными функциями обладают опредмеченные компоненты культуры, такие как символика одежды – состав, форма и декоративное украшение орнаментальной вышивкой или ткачеством. Важная роль в коммуникациях принадлежит интериорной культуре. Интериорная культура в известном смысле включает и такие сложные психические образования, как ценностные ориентации, социальные установки, идеалы, убеждения, интересы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=