Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 95 быть снова возвращён человеку в качестве теогенной среды, где навсегда остаются дорога к храму и благоговение перед жизнью. Вместе с тем, невозможно серьёзно говорить о фундаментальной теологической перспективе понимания реальности, связанного с верою во всемогущего и всеблагого Творца мира, без учёта эсхатологического раскрытия метафизики зла и Пасхальной Победою над ним в Светлом Христовом Воскресении. Представление об ангелах и отпадении от Бога их части, направившей свои ядовитые стрелы на человека, является основополагающим практически во всех монотеистических традициях, а кроме того содержится в том или ином виде во всяком религиозном опыте. Оно предполагает особый взгляд на мировое время, в котором осуществляется предельно драматичное апокалиптическое завершение борьбы с силами зла на пороге вечности. В этом отношении безопасность не должна восприниматься в качестве некоего навсегда обретённого и законченного состояния реальности во времени – более того, крайняя опасность заключается именно в возможных трансляциях такого понимания, о котором предупреждает св. апостол Павел: «…когда будут говорить: ”мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно тому как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес., 5:3). Оставаясь верующими людьми, и тем более – православными христианами, мы не можем не понимать всю эту двойственность самой риторики безопасности: враг рода человеческого хотел бы необратимости своему делу здесь – в миражах бесконечного времени, но последнее, по сути своей, указывает на конечность и порог, в преодолении которого осуществляется возрождение падшего человечества и вхождение его в то «пакибытие», где «отрёт Бог всякую слезу» (Ап., 21:4) и «времени уже больше не будет» (Ап., 10:6). Культурно-цивилизационное бытие рода человеческого исторично – это указание на неисчислимый, но абсолютный предел, который близится к нам из будущего, пробуждая в опыте нашей веры и её пророчеств отнюдь не туманные фантазии, но духовное сосредоточение и трезвение, связанное с пониманием ограниченности наших чисто человеческих знаний и возможностей, но и с упованием на непостижимую милость всеведующего Творца. Поэтому можно сказать, что имеется не всегда явный теологический аспект и во всяком человеческом отношении к реальности… «Без Бога – не до порога!» – так говорили об этом в древней Руси, но смысл настоящей фразы сохраняет свою непреходящую значимость на все времена и сроки, экзистенциально-личностные и глобально-исторические. Хотелось бы завершить этот материал словами из предсмертной статьи Н. А. Бердяева «Россия и новая мировая эпоха», написанными ещё в середине ХХ века: «Можно себе представить необычайный рост экономической и политической мощи России и возникновение нового типа цивилизации американского типа, с преобладанием техники и с поглощённостью земными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=