Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 94 метафизической нерушимости богочеловеческой связи в опыте бесконечной любви, которая «никогда не перестаёт» (1 Кор., 13:8). Опыт отпадения от Бога огромных человеческих масс на исходе Нового времени обернулся неисчислимыми бедствиями, которых в таких масштабах не ведали предшествующие эпохи. Это, прежде всего, – утрата понимания самого непреходящего значения человеческой жизни. Находясь за пределами первозданного рая, исторический человек сохранял о нём память, как о месте встречи со своим Творцом – в опыте каждой культуры. Согласно архимандриту Киприану Керну, живёт эта жажда «хранения и возделывания сада», идущие оттуда как воспоминание об исходной божественном предначертании первым людям [2]… Всё это имеет особое значение для самого бытия России, которое в историческом отношении может быть разделено ровно на два крупномасштабных периода: это – византийский и западный, учитывая парадигмальное воздействие практически на всю отечественную культуру этих формирующих векторов или последовательных цивилизационных гипертрендов. Если первому из них присущ абсолютизирующий характер восприятия Бога, выражающийся во всех сторонах человеческой жизни в мире, начиная с самого моделирования мира как художественного произведения Всевышнего Творца – то для второго характерна экстремальная абсолютизация начала человеческого, которое постепенно удаляется от своего Создателя. С последним обстоятельством связано кризисность современной планетарной цивилизации, возрастающие риски и реальные многоплановые катастрофы. Есть реальные угрозы духовному космосу нашей родины, на которые имеются косвенные указания в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Здесь представлены следующие приоритетные направления для исследовательского осмысления и изучения: «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учётом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук»; «фундаментальные исследования, обусловленные внутренней логикой развития науки, обеспечение готовности страны к большим вызовам, ещё не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, возможность своевременной оценки рисков, обусловленных научно-технологическим развитием» [3]. Необходимо отметить, что с учётом указанного обстоятельства, изучение теологических основ духовной безопасности России (особенно – в образовательной структуре МЧС!), не только своевременно, но и вообще невозможно переоценить, ибо только оно сообщает подлинный россиеведческий фундамент в гуманитарное знание, обращённое к истокам и смыслу самого существования нашей страны, равно как и раскрывает некое предельное качественное измерение в сугубо профессиональной деятельности, когда мир, превращённый в бескрайнюю мастерскую и лабораторию для экспериментов, гигантскую бензоколонку и бесконечную чёрную дыру, может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=