Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 90 Чтобы избежать морализма, необходимо постигать тайну красоты, чтобы избежать эстетизма – тайну добра. Истинное добро – прекрасно, основа прекрасного – добро. И это не трюизм, а глубочайшая основа взаимного сопряжения, взаимопроникновения добра и красоты. Глубоко понятая красота не позволит абсолютизировать одно добро, как и глубоко понятое добро не позволит абсолютизировать красоту. Чистое добро, и чистая красота – утопии непреображенного сознания; нет чистого добра и красоты, но есть тайна добра и тайна красоты. Только та теория велика, произведение искусства прекрасно, а поступок благороден, где соблюден принцип триединства Истины, Добра и Красоты. Это и есть архитектоника культуры, которая, как мы полагаем, является идеальной нормой человеческого бытия, в котором сконцентрированы представления о наивысших ценностях и смыслах человеческого существования. Дискретное сознание порождает множество бессвязных картин мира, которые, при отсутствии единого смыслового начала, порождают онтологический хаос. Это общая тенденция релятивизации и нигилизации духовных ценностей, обосновать значимость которых представляется возможным лишь в метафизическом плане, проявленном в традициях национальной духовной культуры. Национальная культура всегда выступала как противоядие нигилизму и цинизму. В современной культуре явления ценностного распада, мировоззренческого упрощения воспринимаются как некая норма новой культуры, норма экзистенциального мироощущения. Вот почему необходима и оправдана критика эстетизма. Проблема же духовного развития культуры, поиска новых идеалов и онтологически существенных смыслов, которые позволили бы сконструировать архитектоническое целое, в современном мире остается открытой. Преображение мира и человека как мотивация эстетической деятельности, по мере одухотворения становится духовно-нравственным творчеством. По мнению Андрея Белого «Нет никакой раздельности. Жизнь едина. Возникновение много только иллюзия. Какие бы мы ни устанавливали перегородки между явлениями мира – эти перегородки невещественны и немыслимы прямо. Их создают различные виды отношений чего-то единого к самому себе… Мир, как спящая красавица, проснется к цельности» [1, с. 1]. Современной культуре свойственна тотальная эстетизация, поэтому стремление к этико-эстетическому единству звучит как нравственный императив времени, так как этика ответственна за культуру. Сегодня дискредитировано не только добро во имя «красоты», но и сама красота утратила свою эстетическую сущность, превратившись в обслуживание низовых потребностей массовой культуры, либо уйдя в слишком недоступную элитарность. Поэтому крайне актуально обращение к этико-эстетическому синтезу, соответствующему инвариантной сущности философского мышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=