Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 82 Современная урбанистическая среда мегаполиса как раз и является наиболее рискогенной и небезопасной для визуального существования ее обитателей и требует соответствующих мер по оздоровлению и коррекции, в том числе и в плане «разработки адекватных стандартов визуального загрязнения и реализации эффективных проектов взаимодействия» [7, с. 45] в городских пространствах инфообмена. Тесно связанной и с визуальной экологией и с эколингвистикой областью исследований является медиаэкология или экология СМИ [4], предлагающая расширить сферу влияния экологических стандартов в коммуникативном пространстве медиасреды [15]. Медиаэкология является не просто одним из этапов в становлении экоцентричной парадигмы. Учитывая влияние и роль СМИ в современном обществе, интегративный потенциал медиа распространяется в экологии СМИ на сопредельные области экологии истории, экологии политики, экологии религии и т.п. Основные интеллектуальные интенции медиаэкологии можно проследить уже в творчестве Г. М. Маклюэна [9], предложившего холистический подход в отношении связи современных коммуникативных технологий, когнитивных процессов и феноменов социальной жизни. По-сути, Маклюэн продолжил в своей работе шекспировский опыт написания «полного исчерпывающего руководства по изучению расширений человека» [9, с. 13], раскрывая нам логику технологических сдвигов и бифуркаций в их антропологическом и социально-культурном измерениях. Маклюэн не устает повторять, что любая технологическая инновация как ординарная или экстраординарная форма «человеческого расширения» «оказывает воздействие на весь психический и социальный комплекс» [9, с. 6], поэтому невозможно элиминировать проблему соотнесенности технологических изменений с качественными трансформациями человеческой природы. Человек из «Галактики Гутенберга» [10] и человек из «Галактики Интернет» [6] не тождественны друг другу, поскольку принадлежат как различным технологическим мирам, так и альтернативным семантическим мирам. В данном случае, можно говорить об особом антиуниверсалистском проекте в понимании природы и сущности человека. Социальная природа человека в целом несамотождественна, поэтому необходимо признать релятивность социального опыта, изменяющегося вместе с изменением технологического контекста, и трансгрессивность этого же опыта в качестве способности человека и человечества в целом «устремляться за пределы известного к неизведанному, открывать новое, создавать нечто, ранее не виданное, чего нет в природе» [2]. Очевидно, что экоцентричная парадигма коррелятивна нынешним стандартам и критериям постнеклассической рациональности, найдя корректное теоретическое воплощение в релевантных науковедческих моделях и программах. Весь совокупный опыт экологизации научного знания можно признать значительным явлением в реализации идей междисциплинарности и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=