Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 79 стороны, эстетический модус с необходимостью является частью рефлексивного опыта современной междисциплинарной науки, поэтому подобно бейтсоновскому метапаттерну или паттерну паттернов оказывается релевантен нынешним интенциям и стандартам научно-исследовательской деятельности. В этом смысле «экология разума» – есть сознательный рефлексивный акт по санации мышления, лежащий в основании конструктивистской гипотезы о непреходящей роли мыследеятельности по созданию и воссозданию человеческой реальности. На фундаменте обновленного («экоцентричного») мышления вырастает целостная программа оздоровления всей гуманитарной культуры, которая характеризуется широкой экспансией экоментальных принципов в различные когнитивные, социальные и культурные контексты. В результате происходит обратный процесс фрагментации и дробления научных практик, но теперь уже в рамках единой экоцентричной метапарадигмы. Возникает ряд дисциплин и научных направлений сознательно эксплуатирующих экопроблематику и экометодологию для обоснования собственных оригинальных взглядов и идей. Можно констатировать наличие в социогуманитаристике особой среды проблематизации – экодискурсивного пространства идей, связанного общими интенциями качественного роста гуманитарного знания, повышением его социальной значимости, совершенствованием его методологических принципов и критериев. Особым метапредметным статусом в ряду «экоцентричных» дисциплин обладает социальная экология, которая одной из первых прошла процедуру институционализации в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Центральная для социоэкологии идея коэволюции общества и природы задала принципиальный вектор социально-экологических исследований в направлении междисциплинарной кооперации и сотрудничества естествознания, обществознания, техноведения и человековедения. В результате, социальная экология оказалась одновременно связана как с «подсистемой естественных наук, так и подсистемой социальных наук» [12, с. 10]. Социальная экология, фундированная эволюционно-универсалистскими представлениями и категориями, развивалась в широком диапазоне интердисциплинарных связей и последовательно реализовывала идею междисциплинарного диалога в имманентном стремлении объяснения существующего в природе и обществе порядка вещей. Исследование иерархически соподчиненных систем организации, начиная от экологического порядка природы и заканчивая культурным порядком современного общества, приводит Р. Парка к идее естественной (органической) связи всех абиотических, биотических и ментальных процессов. В этом смысле теория рационального природопользования и экономика природопользования, наиболее тесно связанные с естественной средой обитания, не могут быть без существенных изъятий рассмотрены и проанализированы вне проблематики социокультурной эволюции (экодемография, этноэкология, экология города, эколингвистика, политическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=