Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 72 Осуждение и разоблачение Татианом эллинской культуры является попыткой демонстрации превосходства христианства над языческим миром. Она была нужна для воздействия на самих христиан, особенно находящихся ещё на пороге входа в общину или близких к отпадению. Татиану было важно показать, насколько христиане превосходят представителей языческого общества [14, с. 71]. Так же, возможно, имело место стремление убедить язычников в том, что христианство, хотя бы уже из факта своей древности, имеет право на существование [15, с. 23-27]. Апология содержит пример типичной критики языческой религии. Татиан указывает на несоответствие тварных идолов и безнравственных антропоморфных божеств статусу истинного Бога (Tat. Orat., 8-10). Однако Татиан приводит несколько новых положений, которые основываются на его демонологии. Так представление язычников о том, что поклонение идолам имеет смысл, поскольку идолы представляют собой символы божества или же вместилища языческих демонов [7, с. 276],Татиан отчасти признает истинным, но указывает, что в действительности идолы являются знаками злых демонов (17). В связи с этим все чудеса, которые связаны с языческими религиозными культами: астрологией, медициной (медицина имела религиозный аспект, исцеления зачастую представлялись как чудеса, совершаемые языческими божествами (Suet. Vesp., 7; Orig. Contr. Cels., III, 24; Marin. Vita Proсli, 7)), есть или же проявления божественного Провидения, которое Бог по своей доброте оказывает даже язычникам, или же, в сущности, не являются чудесами, а есть действия злых демонов (16; 18; 19). Этими «чудесами» демоны пытаются привести человека к греху, таковы, например, изречения оракулов об обретении богатства, поощряющие корыстолюбие (19). Так же Татиан критикует концепцию предопределения, то есть веру в судьбу. По мнению апологета, эта вера вселяется демонами для того, чтобы скрыть божественное Проведение (9). Причем, после смерти души людей (за исключением душ праведников, спасенных божественным духом (Tat. Orat., 15), ещё при жизни подверженные демоническим влияниям, оказываются в полном подчинении демонов (16). Этим Татиан, с одной стороны, объясняет природу некромантии, которая есть не что иное, как действие демонов, а с другой, опровергает веру в переселение душ – метемпсихоз. В заключение следует указать, что воззрения Татиана весьма специфичны, с одной стороны, по причине своей риторической заостренности, с другой, в связи с рядом разнообразных влияний. Отношение апологета к эллинской культуре является сложным и неоднозначным, но в первую очередь подчиненным целям Татиана – формированию христианской идентичности. Так же Татиан вводит ряд новых апологетических приемов и топосов, которые в последствие получают свое развитие в трудах позднейших апологетов – Афинагора Афинского и александрийцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=