Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 69 сирийский язык, это объясняет факт использования Диатессарона в качестве богослужебной книги в ряде сирийских общин и в V в., что не было бы возможно, если бы Пешитто, сирийский перевод четырех Евангелий, появилось ранее Диатессарона [4, с. 100-101; 7, с. 402-406]. Татиану так же приписывается ряд других сочинений, как то «О животных», «О Демонах», «О говоривших о богословии», комментарии на ап. Павла, «О жизни согласной учению Спасителя», но эти произведения если и существовали, то не дошли до нас даже в отрывках [8, с. 115]. Бог у Татиана подчеркнуто трансцендентен по отношению к материальному миру. Это выражается в различении божественного духа – субстанции Бога (13), который соприкасается с материей лишь в человеке, и вещественного духа – витальной основы всего материального мира, о котором говорят стоики, не понявшие его низкой природы (12). Творение мира посредством Логоса состоит из двух актов: творение материи и преобразование ее по подобию вечно существующей в Боге идеи мира (5; 12). В ряде мест Татиан говорит о материи как о тьме (13). Ангелы, как и люди, сотворены бессмертными (7). Но часть ангелов отклонилась от Бога, к этому склонили они и людей, что стало причинной грехопадения, которое мыслится как обретение материальной природы – падение душ (20). Это, а так же деление людей на классы: обладающих духом и душевных (15), вероятно, указывает на ряд гностических представлений Татиана, которые имели место уже в момент написания апологии [7, с. 120]. Демоны, коими стали падшие ангелы, состоят из элементов огня и воздуха и могут быть видимы или человеком «духовным», или по собственному желанию демона (15). Этим объясняется существование языческих культов и идолов, созданных по демоническому внушению (16). В антропологии Татиан придерживается трихотомических воззрений. Человек состоит из материального тела и души (материального духа), которые по своей природе злы, и божественного духа, который сохранился в человеке при грехопадении (13; 15). Причастность души к божественному духу дает возможность душе сохраниться после распада тела (14). Но спасение возможно лишь при ведении аскетической жизни и «смерти для мира» (11), следствием подвижничества является становление тела храмом божьим (15). Наиболее вероятным является влияние гностических представлений на Татиана в этой области, что подтверждается фактом его перехода в секту энкратитов [Там же, с. 119-120]. Однако это представления могло, но с меньшей долей вероятности, быть формой его собственного истолкования библейской (Быт. 2:7; 1 Кор. 6:15-19) [10], стоической (Cic. de off., I, 101 – где Цицерон излагает взгляд Панэция [1, с. 406; 9]) или платонической (Albin. Didasc., 26-28) антропологии; так же представление Татиана могло быть связано с трихотомической антропологией его учителя (Iust. Martyr. Dial., 6). Татиан приводит доказательство возможности воскрешения в теле. Состоит оно в том, что до рождения человек телом не обладает, а это значит, что Бог творит его тело, следовательно, ничего нет невозможного в том, чтобы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=