Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 68 идентичность. Для рассмотрения этой проблемы мы так же обратимся к общим догматическим воззрениям Татиана и проблеме влияний на них. Родился Татиан около 120 г. в Сирии, вероятно, в сирийской (этнически) семье (Clem. Alex. Strom., 3, 12, 81; Epiph. Panar., 46, 1), получил хорошее образование, видимо, в главном городе провинции – Антиохии, а затем отправился в путешествие по территории Римской империи [7, с. 383]. Сам Татиан говорит, что во время своего путешествия, он получил славу известного софиста (Tat. Orat., 35) и успел приобщиться к разнообразным религиозным культам, но затем, познакомившись с книгами пророков, он перешел в христианство (29). Кроме предсказаний о будущем, возвышенного нравственного учения и концепции единого Бога, содержащихся в Библейский книгах, вероятно, на его обращение повлияла деятельность Иустина Мученика, учеником которого стал Татиан (Iren. Adv. Haer., I, 28, 2; Euseb. Hist. eccl., IV, 29, 2). Хотя прямо об участии Иустина в своем обращении, Татиан не говорит. Будучи членом катехезаторской школы Иустина, Татиан так же принимал активное участие в полемике с философами. В частности, он упоминает полемику с Кресцентом, сильно очерняя его образ (Tat. Orat., 19). Влияние Иустина заметно в апологии Татиана как в догматических представлениях (ср. Iust. Martyr. I Apol., 22-23; Tat. Orat., 5), так и в апологетической аргументации (ср. Iust. Martyr. I Apol., 4-5; 7; 16; Tat. Orat., 4), хотя, конечно, во многих моментах Татиан со своим учителем расходится, особенно это заметно в отношении его к эллинской культуре (ср. Iust. Martyr. II Apol., 10; Tat. Orat., 1). После смерти Иустина, Татиан, вероятно, стал главой школы своего учителя или создал свою, наиболее известным из его учеников был ересиолог Родон, чьи сообщения о Татиане сохранил Евсевий (Euseb. Hist. eccl., V, 13). Однако около 169 г. Татиан прекращает общение с римской церковью и отправляется в Сирию, куда прибывает около 172 г. Там он становится членом, а может быть и лидером, секты энкратитов, выделяющихся своим аскетизмом, отрицанием брака, учением об эонах и о не спасении Адама (Iren. Adv. Haer., I, 28, 1). Умер Татиан, по-видимому, там же около 185 г. [7, с. 382-387; 8, с. 112- 113]. Наиболее значительным его произведением является апологетическая «Речь против эллинов», написанная между 161-172 гг., но всего вероятнее в 169-171 гг. Нет единого мнения о том, было ли оно первоначально предназначено для публичного прочтения. Указание на письменный характер изложения в сочинении (Tat. Orat., 41-42), да и само положение христиан в правление Марка Аврелия, когда публичное выступление с подобной речью вызвало бы очередную вспышку преследований, говорят в пользу взгляда на «Речь» как на изначально письменное произведение [7 , с. 391-394; 8, с. 113]. Ещё один труд Татиана, это «гармония» Евангелий – Диатессарон, написанный на основе Евангелия от Матфея, в котором удалены ряд элементов говорящих о человеческой природе Иисуса Христа, например, его родословная от Давида. Вероятно, Диатессарон являлся первым переводом Евангелия на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=