Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 67 А. Д. Пантелеев Санкт-Петербургский государственный университет Р. М. Мазаев Санкт-Петербургский государственный университет АПОЛОГЕТИКА ТАТИАНА АССИРИЙЦА В статье рассматривается апологетическое наследие христианского автора II века – Татиана Ассирийца, его «Слово к эллинам». Особое внимание уделяется проблеме соотношения понятий «эллинство» и «варварство», взглядам апологета на языческую греко-римскую культуру. Преподнесение черт эллинской культуры в «Слове» подчиненно апологетическим целям Татиана. Так же анализируются догматические взгляды апологета и возможные влияния на них. Ключевые слова : Татиан Ассириец, христианская апологетика, раннее христианство, античная философия, патристика, патрология. A. D. Panteleev Saint Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia) R. M. Mazaev Saint Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia) APOLOGETICS OF TATIAN THE ASSYRIAN The article deals with the apologetic heritage of the Christian author of the second century Tatian the Assyrian – his "Word to the Greeks". The authors pay particular attention to the relations between the concepts "Hellenism" and "Barbarism", apologist's views on pagan Greco-Roman culture. Presenting the features of Hellenic culture in the "Word" is subordinated to the apologetic goals of Tatian. The dogmatic views of the apologist and possible influences on them are also analysed. Keywords : Tatian the Assyrian, Christian apologetics, early Christianity, ancient philosophy, Patristics, Patrology. DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-67-75 Апологетика как жанр раннехристианской письменности является предметом повышенного интереса среди исследователей в последние 30-40 лет, причиной чему служит пересмотр ряда вопросов: аудитории и функции апологий, соотношения эллинистической и христианской культуры в апологиях. Последняя проблема весьма ярко раскрывается в творчестве Татиана Ассирийца, чье отношение к эллинской культуре является предметом большого количества современных исследований (Эльце [16], Барнард [11], Хант [13], Йегер [3], а так же отечественных, принадлежащих Афиногенову [2] и Приходько [6]). Взгляд Татиана на соотношение «эллинской» и «варварской» (под ней он понимает христианство и его истоки) культур является, на первый взгляд, специфической в ряду прочих христианских апологетов II века, однако, на самом деле выполняет ту же функцию – конструирует христианскую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=