Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 64 Распространение эллинистической цивилизации в передней Азии было связано с острой религиозно-политической борьбой и, как следствие этого, появлением мучеников. К этому времени, отмечает А. Мень, уже появляются писания Пророков, извещавшие о приходе в мир Спасителя, книги Моисея и Иова, Экклезиаста, Песни Песней. Наконец, в относящейся к этому времени книге пророка Даниила, в которой «впервые открывается во всей полноте библейская философия истории» [5, c. 124], высказывается идея о движении человечества к Царству Божьему. История человечества в понимании А. Меня не есть просто история развития от простого к сложному. Ее нужно понимать как путь постоянной борьбы добра со злом, божественного с дьявольским, сопряженный с победами и поражениями, ради торжества божественного в человеке. Такой путь человечества обусловлен актом грехопадения, который отразил желание человека самоутвердиться, распоряжаться по своему усмотрению природным миром, противопоставить свою волю воле божественной, жить по своим нормам и законам. «…это и лежит в глубине всеобщего грехопадения человечества» [5, c. 28]. С момента грехопадения перед человечеством есть только два пути: путь за Христом и от него. Что происходит во втором случае, хорошо показывает история Адама, вкусившего запретный плод и нарушившего волю Бога. Вместо божественного могущества он обрел наготу. В таком же положении, подчеркивает А. Мень, оказалось и современное человечество. Справедливость этого замечания проповедника очевидна. Став могущественным в науке и технике, человечество оказывается бедным в духовном измерении: именно эта диспропорция между материальным, техническим могуществом, с одной стороны, и духовным оскудением – с другой, таит в себе сегодня самую грозную для человечества опасность, вплоть до апокалипсического развития событий. «Роковой ошибкой» называет А. Мень акцент только на материальных ценностях, которые не могут сделать человека счастливым [3, c. 137]. Таким образом, анализ работ А. Меня позволяет сделать вывод о том, что главными причинами духовной деградации, упадка культуры являются невостребованность духовных ценностей, являющихся результатом опыта и духовных исканий предшествующих поколений, скудость идей, лежащих в основе бытия людей, и забвение Бога. Хотя «массовый атеизм» двадцатого, «трагического» века он считает неслучайным фактом [4]. В настоящее время, как никогда, становится понятно, что достижения науки и техники совсем не делают людей счастливыми. Единственным спасительным для человечества выходом, по мнению А. Меня, может быть путь Христа, путь, освещенный его учением. Христианство нельзя рассматривать, подчеркивал мыслитель, как идеологию, некую отвлеченную доктрину или систему обрядов. Христианство – это «динамическая сила», благодаря которой человечество может стать на Путь Истины, Путь духовного совершенствования [6, c. 26]. И только в этом случае станет возможным прорастание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=