Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 63 Это нашло яркое отражение в древнекитайском искусстве, в котором главным объектом отражения была красота окружающей человека природы. В древнеиндийской философской мысли была осуществлена «самая великая революция» за все время существования до этого человечества, суть которой заключается, как подчеркивает А. Мень, в открытии внутреннего бессмертного измерения бытия. Ценной и актуальной для современного человечества является, высказанная в философии буддизма идея отказа от жажды бытия и необходимости стремления к обретению реального бытия – молчания, нирваны. Поиском Высшего Начала космоса пронизаны размышления древнегреческих мыслителей. Из досократовской философии выделяется Анаксагор, у которого идея разумности природы соединяется с необходимостью существования Мирового Разума. Более глубокое понимание Высшего Начала, Бога содержится в размышлениях Сократа. Он не отрицает связь природы и Бога, ее разумность, но понимает, что познать Бога через природу невозможно. Сущность Бога, голосу которого он повиновался, великий мыслитель усматривал в благе. «Это было своего рода открытие. Не сила одна, не мощь, не красота, даже не творчество, хотя все это присутствует, а именно Благо» [5, c. 101]. Другой древнегреческий философ – Платон создает систему объективного идеализма, в которой соединяет видимый, земной мир с невидимым духовным миром, потусторонним царством идеальных сущностей – идей, которые можно понимать как своего рода мысли Бога. По мнению А. Меня, Платона можно рассматривать как вершину философской мысли, т. к. ему удалось прорваться в невидимый мир. И если у Платона существование земного мира объясняется первичным по отношению к нему миром идей, то у Аристотеля другой, рациональный путь восхождения к Абсолюту, «снизу вверх». Рассматривая развитие мира по мере его усложнения, начиная с неорганической природы, он приходит к Богу, как к «Великому космическому интеллекту», являющемуся творцом всего существующего. Наконец, важной ступенью в «истории духа» была эпоха эллинизма, начало которой было положено Александром Македонским и в конце которой происходит грандиозное, судьбоносное для человечества событие – появление Иисуса Христа. Размышляя над вечными вопросами, мыслители этой эпохи, ставшей синтезом запада и востока, предлагали разные варианты их решения, в которых можно найти элементы подобия с восточными учениями. Эпикур, призывая к умеренному, разумному удовлетворению потребностей, истинным источником наслаждения жизнью провозглашал свободу от смятений души, невозмутимость духа. Идеалом для киников, подобно даосам, была жизнь в единстве с природой. Скептики утверждали, что истина скрыта от людей и недостижима для них. У представителей самого влиятельного направления – стоицизма уже на раннем его этапе высказывается идея о разумности и неизменности всего происходящего в мире. Позднее, Сенека, говоря о том, что нет Бога без природы, а природы без Бога, создает пантеистическое учение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=