Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 62 растительности. Подобные этапы до Христа прошло в своем духовном развитии и человечество. История человечества – это процесс постепенного восхождения к Истине, обретения второго отечества – «сокровенного мира духа», который нельзя увидеть или услышать, «…но которому мы принадлежим по природе своей» [8, c. 12]. В Лекции «Благая весть» А. Мень подчеркивает, что «… человек, мир и история не случайны. Что все совершающееся входит в огромный, грандиозный, превышающий наши познания план и замысел, что река истории, река мироздания течет в океан Вечности» [3, c. 138]. Начавшееся на рубеже II-I тысячелетий «движение к Абсолюту», в период, обозначенный К. Ясперсом, осевым временем, является отражением «голоса духа» в человеке, глубочайшей, по словам А. Меня, потребности в постижении высшей истины, в обретении знания о связи между временным, условным и абсолютным, безусловным. Этот факт проявления духовной потребности свидетельствует о тайне человеческого существа, поскольку человек оказался озабоченным не решением земных проблем, не улучшением материального уровня своей жизни. «Но для этого не нужен был взгляд человека в небо, для этого не нужны были ни Будда, ни Сократ, ни Лао-Цзы. Однако они появились» [5, c. 36]. И сам феномен осевого времени, своего рода «вспышки» в эволюции человеческого рода, когда формировался тип мышления современного человека, закладывались основы духовной культуры, также является тайной, загадкой. А. Мень выделяет этапы процесса духовного становления человека, путь которого к истине был длительным и сложным, включающим в себя гениальные догадки, наряду с ошибками, заблуждениями. Начало его А. Мень связывает с духовными исканиями в Азии, которые проявились в разных культурных формах. В XIV веке до н. э. египетским фараоном Аменхотепом IV, утверждавшим вместо многобожия необходимость веры в единое божество – Атона, было положено начало движению в направлении монотеизма. Позднее древнекитайские и древнеиндийские философские учения отразили разные представления о сущности земного бытия, человеческой жизни, ее цели и идеалах, способностях человеческого духа, о том, что лежит за пределами воспринимаемого мира. Анализируя два главных направления в древнекитайской философии, А. Мень подчеркивает особенно важные и ценные идеи, которые оказали существенное воздействие на развитие искусства и культуры в целом. В рамках системы конфуцианства таковой является идея всеобщей общечеловеческой любви, трудная, по его словам, идея, без воплощения которой в жизнь невозможна победа добра над злом, света над тьмой. Даосизм, в центре которого – Дао – начало, из которого все рождается, провозглашает идею свободы человека от всего земного. Принцип увэй, означавший недеяние и предполагавший следование во всем таинственному Дао, помогал человеку освободиться от мирской суеты и достичь спокойствия, единения с природой. Заслугой даосизма является то, что, благодаря этому учению, древние китайцы научились тонко чувствовать красоту природного мира, любить и ценить ее.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=