Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 61 религия. И здесь хотелось бы напомнить, что начало нашей эры связано с рождением Христа, и что само это событие, как отмечают и другие исследователи, было неслучайным. Оно происходит тогда, когда человеческое общество, на примере Римской империи, вступило на путь, ведущий к катастрофе. Охваченное необузданной жаждой богатства, наслаждений, удовольствий, римское общество с его праздным, паразитическим образом жизни обрекало себя на гибель. Тит Ливий в своем знаменитом труде «История Рима от основания города» писал, что Римская империя долгое время была великим, благочестивым и богатым добрыми примерами государством до тех пор, пока там высоко чтили бедность, умеренность и бережливость. Но накапливающиеся богатства, роскошь постепенно делали римлян алчными, корыстолюбивыми, жадными, а избыток удовольствий, по его словам, – готовность погубить все ради роскоши и телесных утех. В назидание он призывает своих читателей обратить внимание на то, «… как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах» [2, c. 10]. В этих условиях философия христианства появляется как мощный противовес начавшемуся нравственному разложению, духовной пустоте. Христос явил собою человечеству идеал истинно человеческой жизни, противопоставив таким ценностям римлян, как сила, власть, физические удовольствия и наслаждения, другую систему ценностей, в основе которой, прежде всего, одухотворенная любовь человека к Богу, к своему ближнему, к миру во всем его многообразии. С этим неразрывно связаны ценности и идеалы, такие как, добро, творчество, справедливость, правда, мир, терпимость, достоинство, совесть, самопожертвование. Размышляя о духовных истоках культуры, А. Мень критикует упрощенный подход к человеку, его бытию на разных этапах истории. Он подчеркивает, что культура и личность взаимосвязаны. При этом говорить о постепенном развитии искусства от примитивных форм к более совершенным, по его мнению, нельзя. Это доказывают наскальная живопись эпохи палеолита, которую с точки зрения мастерства, использования красок, лаконичности, совершенства никак не назовешь примитивной. Поэтому можно говорить о различных видах искусства в разные эпохи, которое базировалось на определенной, характерной для этой эпохи, духовной платформе. А. Мень подчеркивает первостепенную важность сверхприродного, духовного в человеке, оно выражается, прежде всего, в поиске истины, смысла жизни. Этот духовный дар «посеян» в человеке, который «… в своем духовном измерении является образом и подобием Творца. И в этом его трагичность, парадоксальность, величие и счастье» [6, c. 24]. В христианском вероучении бытие существует в двух взаимосвязанных аспектах: видимом и невидимом, явленном и сакральном. Великую гору, на которой будет воздвигнут Крест, пишет он, можно уподобить любой горе, которая состоит из разных составляющих ее поясов, отличающихся по возрасту, качественному составу, характерной для каждого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=