Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 60 определить как идеальную основу бытия в целом, определяющую его состояние. Именно такой подход к пониманию сущности культуры, помогает понять причины её расцвета или упадка, современную духовную деградацию человечества. Содержание идей, составляющих эту идеальную основу, их величие или скудость, определяют качество эпох, цивилизаций в целом. Употребляя понятие качества в данном контексте, мы имеем в виду, прежде всего, уровень нравственной культуры общества, который определяется степенью приверженности членов общества системе идеальных нравственных ценностей, уважением к своей истории, культуре, предшествующим поколениям. Здесь уместно будет вспомнить слова Н. Бердяева: «…культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами» [1, c. 196]. Размышляя об истории культуры, ее истоках, основах нужно обращать внимание, подчеркивает А. Мень, прежде всего, не на материальные факторы, а на то, «какой дух стоит за культурой». И именно от него зависит особенность, специфичность каждой цивилизации, ее крепость и долголетие. Так, для древних египтян, отмечает он, было свойственно убеждение в жизни духа как вечности. Это основа духовной платформы, на которой базировалось все, что они делали. И мы сегодня видим отражение такого миропонимания на дошедших до нас памятниках культуры египтян, особенно на их произведениях искусства. Речь идет о пирамидах, храмах, гробницах, росписях, скульптуре, литературном творчестве. Так, одна из древних египетских пословиц гласит: «Все боится времени, но время боится пирамид». В изображении древних греков боги, нимфы, сатиры уподоблялись людям, так как древние греки жили с ощущением, что рядом с ними существует другой мир, в котором эти силы обитают. В древнегреческой философии, как известно, идея вечности, бесконечности бытия была доминирующей, о чем также свидетельствует и древнегреческое искусство. Поэтому, если обратиться к анализу истории цивилизации, то, по мнению А. Меня, можно всегда определить, те духовные смыслы, которые данная цивилизация представляла. И если духовные основания исчезали , то расшатывались столпы цивилизации, наступал период дестабилизации, который охватывал всю культуру. «… жизнь и практика подтвердили старую истину, что, когда подрываются корни, засыхает и дерево, и для оживления корней необходимо понять их природу – в чем они нуждаются? Они нуждаются в живительной влаге и почве. Почва – это жизнь, земное бытие; живительная влага – это дух, который ее питает» [5, c. 21]. В цикле лекций «Радостная весть» он подчеркивает: «Корнем всякой культуры, в том числе искусства, литературы является духовность человека, миросозерцание человека, а сама культура – это уже листва и плоды» [7, c. 242]. Главную причину всех социальных потрясений в нашей стране А. Мень усматривает в разрыве связи между культурой и верой. В своем труде – «История религии» он отмечает, что в истории человечества трудно найти более значительного фактора, оказавшего влияние на его духовную жизнь, чем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=