Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 55 Для уяснения характера представления о справедливости в сложных современных обществах, вводится специальный теоретический конструкт – град (ы) (сites), дополненный концептом «режим оправдания» (оправдательными режимами, не исключающими друг друга в границах одного социального пространства). Авторы выделяют шесть режимов оправдания и принципов оценки, «фильтрующих» человека в сравнительных оценках: Град вдохновения, домашний Град, Град славы, гражданский Град, рыночный Град и, наконец, индустриальный Град. Таким образом, исходя из применения конкретного стандарта (например, эффективности в Индустриальном граде) результаты испытания людей могут различаться. Из этого вытекает такое качество как специфическая ценность человека (названная в работе «его/ее величием»), которая различается в зависимости от модели того или иного града с присущей каждому из них принципами устроения, логикой функционирования и критериев «процветания». Поскольку проекты это переходные формы, постольку они адаптированы к сетевому взаимодействию, а последовательная логика их развития (смена и очередность) отвечает приумножению контактов, росту связей, что, в конечном счете, способствует расширению сетей. Диалектика развития, приводящая к возвышению Проектно-ориентированного града в русле сетевой логики, свидетельствует о важнейших изменениях нового сетевого мира. В целом сетевая «социология оправдания» Болтански-Кьяпелло-Тевено направлена на поиск новых принципов организации культуры и общества, являясь одной из многих, озадаченных той же целью – понять мир. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что «сетевая парадигма» представляет собой особый вид и новый образ культуры, который претерпевает сложные метаморфозы в процессе своего генезиса на пути поиска новых принципов организации культуры и общества. Решительное вхождение «сетей» в культуру связано с феноменом «посредничества», искусством соединять людей и устанавливать коммуникативные связи. Это позволяет заключить, что гармоничная фигура «естественного порядка» именно та, где природная «форма мира» походит на сеть. В существе своем, паук/муравей/пчела – все «сетевики» присутствуют у Ф. Бэкона, «обживаясь» в последующей философии культуры. Поэтому сетевая парадигма – представляет собой не столько новый проект социальных наук, у истоков которого находится «изначально породившее его удивление» (Латур), сколько новый вид нелинейных, горизонтальных связей и ассоциаций, основанных на специфической логике сетевого миропорядка, где испытанию подвергается способность людей устанавливать связи и меняются представления о форме справедливости в сетевом мире. Комментарии 1. В частности: «Мысли к объяснению природы» (1754), «Племянник Рамо» (1762), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769), «Сон Даламбера» (1769), «Философские основания материи и движения» (1770).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=