Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 52 поскольку наш концептуальный герой «сеть» блуждает в недрах данной ветви этнометодологического движения, которое некоторыми авторами не вполне корректно, называется «эзотерической методологией язычников от социологии, отколовшейся от общепринятой ортодоксальной «религиозной» традиции» [9, c. 74-75]. В центре внимания Гарфинкеля нерефлективные «опривыченные», методы и шаблоны, к которым по разным причинам (привычка, «цепи» традиций, бытовой уклад, стереотипы мышления и т.д.) прибегает человек. При этом ставится задача 1) выявить формальные свойства обыденных человеческих действий, руководимых здравом смыслом и находящихся как бы «внутри» актуальных ситуаций их совершения и 2) последующее «разворачивание» таких актуальных ситуаций» [10], придать ей роль «социального факта», понять как «вещи» становятся «объективными» [9, 76]. Наше внимание обращает на себя постулат о локальном производстве социального порядка людьми, обладающими собственной практической рациональностью. Одна из основных – идея о том, что в основе всякого взаимодействия индивидов, не всегда ими осознаваемого и поддающегося рефлексии, лежит здравый смысла. Наряду с тем, что общее понимание социальной жизни приходит к человеку как бы «извне», через принятие общих культурных норм, в равной мере оно (понимание) может конструироваться человеком «изнутри» и всякая ситуация возможна благодаря методам (отсюда - этнометодология), которыми пользуются «нормальные члены общества» для создания этих ситуаций» [11, c. 10-11]. Примечательно, что, во-первых, такая специфическая методология, применяемая на почве привычной жизни респондентов (участников социологических вмешательств, во многих случаях это студенческая аудитория, непосредственно участвующая в интервенциях) получила название «гарфинкелингов». Во-вторых, данные методики показали, что, в большинстве своем люди предпочитают, создают, конструируют свой стабильный соци- альный мир посредством обыденных высказываний и действий» [12, c. 8], и «активно сопротивляляются, когда их вынуждают подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия [13]. Однако верно и то, что подчас именно в нешаблонных ситуациях текущей повседневности человек спонтанно проявляет себя, оправдывая свои неявные «фоновые ожидания», которыми они нередко руководствуются как мотивацией в своих поступках. Генезис сетевого мышления в его постмодернистской версии можно экспицировать на примере номадологии Ж. Делёза, поскольку именно в его философской концепции, одной из немногих, мы находим философское обоснование сетевой структуры номадизма. Так, при выявлении культурных и антропологических особенностей номадизма и его отношения с пространством и временем, феноменами власти и государства, знания и войны Делез показывает, что мы не привязаны к историческому контексту и в строгом смысле антропологическим характеристикам, но пытаемся выявить те структуры, которые и определяют сам феномен номадизма (его чистую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=