Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 51 Таким образом, концептуальная для всего тартовского дискурса идея, обоснованию которой посвящена «Монадология и социология», резюмируется в тезисе: «Сама Вселенная структурирована как общество: мир полон разнообразных коллективов, членами которых являются клетки, атомы и планеты, а также люди, хотя привилегированное положение человеческих обществ в этом ряду по меньшей мере не очевидно» [5, c. 85]. Отсюда вытекает универсальный социологический исследовательский метод, уместный для всех (а не только человеческих) видов ассоциаций. Следует заметить, что тексты и концепция Тарда, сохраняя связь с классическими философскими дискурсами, будучи окутанные некоторым флером фантастичности, эпатажности и изобретательности, продолжают находиться на острие интереса многих исследователей ХХI века. Конечно, многие из этих идей эпатировали современников, не укладываясь на тот момент (да и отчасти сегодня), в «прокрустово ложе» официального концептуального поля. Поэтому можно, по-разному относиться к тардовским изысканиям, примкнуть к апологетике или критике таковых. Мы же полагаем, что в любом случае «Монадология и социология» – это смелая попытка исследователя, наделенного неординарным умом, любознательностью и, как говорил Эйнштейн, «научной верой» в потенциал человеческого разума, разобраться в проблеме о структурировании Вселенной и убедительно описать ее как сетевую организацию бесконечного множества видов ассоциаций. Осуществляя философскую реконструкцию тардовской монадологии, мы хотим подчеркнуть: как оригинальный мыслитель, автор вселенской идеи, о мире как сетевой целокупности разнообразных коллективов, о Вселенной как совокупности обществ, причем не только «человеческих», Тард опережал во многом свое время, в полном смысле слова он был новатором, шел не в ногу, а против течения. Он, новаторски мысля, мысля вопреки, тем самым раздвигал границы познания, выходя за рамки ортодоксального мировоззрения, высекая новые искры из кремня бытия. Его «монадологическая редукция» делает Вселенную «абсолютно прозрачной» [8, c. 90]. Кроме того как нам кажется, специфический мыслительный дискурс Тарда особенно тесно сопрягается с авторскими идеями, представленными в организационной теории А. А. Богданова, нашего знаменитого соотечественника, ученого и мыслителя. В частности, мы имеем в виду понимание «организационой деятельности» как социальной формы активного отношения к миру и его преобразованию (хотя, как мы знаем, критики не щадили Богданова, прямо обвиняя его в утопических иллюзиях построения «нового мира» и создания «нового человека»). Далее, следуя логике наших рассуждений, мы считаем необходимым обратить внимание еще на одну альтернативноую модель, идущую в разрез с общепринятыми подходами и парадигмальными «лесами» классической социологии. Таковой, по нашему мнению, можно считать этнометодологическое движение, в ярком виде заявившем о себе выходом сборника статей американского социолога Гарольда Гарфинкеля. Его этнометодология является предметом нашего интереса ровно постольку,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=