Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 44 показали абсолютное позитивное значение подлинного идеала в жизни общества и культуры и катастрофическую опасность их смешения. Как раз то, в чем остро нуждается современная культура, которая, утратив корневую связь со своей философской традицией, превращается исключительно в «игровое пространство», лишенное какого бы то ни было духовного смысла. Из огромного пласта работ, посвященных этому вопросу, необходимо выделить две концептуальные и программные, адекватное освоение которых может реально оздоровить сегодняшнюю ситуацию. Это – «Крушение кумиров» С. Л. Франка и «Об общественном идеале» П. И. Новгородцева. Особенность этих трудов состоит в том, что в них поставлена проблема идеала абсолютного , о котором Новгородцев говорит как о «всеобщем идеале, который всегда один и тот же и стремление к которому составляет правду и смысл общественной жизни» [6]. Нравственный абсолютизм составляет в русской философии ее типологическую черту. Однако здесь необходимо сделать существенное пояснение. Нравственный абсолютизм, предполагающий абсолютность морального идеала, никоим образом не является морализмом. Морализм – это попытка воплотить моральный идеал в реальность, в то время как нравственный абсолютизм – это как раз гарантия от этого, поскольку он предполагает, прежде всего, бесконечный нравственный рост личности. В этом глубочайший антиутопический смысл идеала. Основные идеи русских философов могут быть резюмированы в следующем: культурные идолы и кумиры – это те неабсолютные и конечные ценности, которые человек полагает за истинные и абсолютные. Наиболее опасные идолы в общественной жизни – это идеологии. Взаимосвязи идеала и утопии заключены в том, что идеал как реальное представление о должном учитывает степень «погрешности» наличной действительности и не позволяет ей, вопреки очевидному, стремиться к воплощению в действительность. Идеал посредством должного связывает действительность с истинным; утопия, будучи формой ложного сознания, удаляет действительность от истины. В этом смысле утопия всегда искажает духовную традицию, которая является носителем наиболее здоровых нравственных начал жизни. Литература 1. Шацкий Е. Утопия и традиция : пер. с польского / общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. М. : Прогресс, 1990. 454 с. 2. Идеал, утопия и критическая рефлексия / Ин-т философии РАН; отв. ред. В. А. Лекторский. М. : Росспэн, 1996. 302 с. 3. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М. : Прогресс, 1991. 405 с. 4. Франк С. Л. Этика нигилизма // Сочинения. М. : Правда, 1990. С. 77–110. 5. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М. : Наука, 2006. 309 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=