Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 42 UTOPIA AS A DISTORTION OF SPIRITUAL TRADITIONS IN THE RUSSIAN CULTURE The article deals with one of the causes of utopia: on the one hand, the utopian consciousness is the result of insufficient experience of empirical and anthropological knowledge, acquired only in the process of learning the Tradition. As a result, individual individuals and entire communities offer some abstract, non-technological achievements, and therefore unrealizable dreams as an action paradigm. Cabinet dreamers underestimate, as a rule, the negative sides of a human being. One-sided absolutization of the ideal leads to the creation of a utopian ideal, the practical realization of which is always accompanied by violence and distortions of social reality. In Russian society, like in the West, the emergence of utopian consciousness was due to the departure from religious tradition as a result of secularization. An alternative to Christian spirituality is hypertrophied moralism preached by the intelligentsia. At the same time, Russian philosophy proposes such ideals that cannot be turned into utopia, for it is initially assumed that these ideals are unattainable due to damage to human nature, in the language of the Orthodox Tradition. However, it does not negate the pursuit of the ideal. Keywords: ideal, moralism, meaning, moral, utopia, nihilism, society, social, culture, tradition. DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-41-45 Утопическое сознание представляет собой наиболее распространенную форму трансформации духовного смысла традиции. И эта трансформация имеет место в социально-политических и идеологических построениях. Это неудивительно: как отмечает известный польский социолог Е. Шацкий, утопия заменяет выбор между двумя вариантами действительности, выбором «между действительностью и идеалом» [1]. Это, в конце концов, превращает утопию в «сектантство и мечтательность». Иными словами, конфликт между идеалом и действительностью , решаемый в пользу абстрактного и абсолютизированного идеала представляет собой сущность утопии. Многие исследователи отмечают, что абсолютизация идеала приводит к дисгармонии в духовной сфере, что всегда негативно сказывается на социальной реальности, которая изобилует построением утопических проектов [2]. Односторонняя абсолютизация идеала приводит к созданию утопического идеала, практическая реализация которого всегда сопровождается насилием и искажениями социальной реальности. Такова логика утопического мышления в западном мире [3]. Отечественная духовно-политическая традиция изобилует особой страстью к разного рода построением утопических моделей. В основании многих утопических конструкций лежат нигилистические идеи. Осмыслению нигилизма в контексте отечественной культуры был посвящен известный сборник «Вехи», в котором авторы признавали тот факт, что в России интеллигенция является главным носителем и выразителем нигилистического мировоззрения. Такое положение вещей обусловлено тем, что интеллигенция как образованный слой вынуждена привносить ценности образования, науки, просвещения из иной культуры, где эти ценности получили большее развитие. В программной статье «Этика нигилизма» С. Л. Франк дал наиболее реалистичное понимание природы нигилизма, вскрыв его моральную сущность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=