Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 37 этику. Это влияние можно было бы проследить в современной культуре, проанализировав нравы соответствующих профессиональных сообществ, кодексы профессиональной этики и некоторые нормативные документы, касающиеся, например, защиты прав человека во время военных действий, правила ведения войны и т.д. Этический анализ рыцарского этоса поможет пониманию процесса трансформации современных нравов и современной профессиональной этики как части профессиональной культуры. Рыцарский идеал Средневековья сформировался, с одной стороны, под влиянием Античного представления о воинских добродетелях, и с другой – под несомненным влиянием христианской этики, причем воинские добродетели Античности и христианские добродетели, сосуществуя в рыцарском этосе, зачастую противоречили друг другу [2, с. 60-62]. Аристотелевские добродетели, представленные в «Никомаховой этике» претерпели определенные изменения в эпоху Средневековья, что находит свое отражение в работах Фомы Аквинского [4, с. 575]. К ним прибавились добродетели любви, веры и надежды. В Средние века сложилась иерархическая система представлений о добродетелях, являвшаяся смешением античных и христианских представлений. Во главе этой системы обозначены христианские добродетели: 1) христианские добродетели веры, надежды, любви (согласно апостолу Павлу); 2) мудрость, справедливость, мужество, умеренность (согласно традиции Сократа и Платона) 3) добродетели кротости, щедрости, честолюбия, дружелюбия, любезности, правдивости (Согласно Аристотелю, как дополнение к четырем добродетелям Сократа и Платона) [4, с. 117] Три христианские добродетели имеют в рыцарском этосе особенный смысл. Так, добродетель надежды: надежда на Царство Божие – вела воина в крестовые походы, добродетель веры – заставляла быть благочестивым и мечом прославлять Бога в крестовых войнах. Средневековый рыцарский этос, базируясь на античных добродетелях, воссоздает собственные, уникальные отличительные черты. Например, добродетель любви, имевшая религиозное основание, трансформируется в поклонение Прекрасной Даме, из которого возникает куртуазная культура. Культ прекрасной Дамы связан с культом Девы Марии, с одной стороны, и с античным идеалом платонической любви – с другой (восхождение к Эросу как один из способов овладения благом). Последний, возможно, распространился и трансформировался в Средневековье под влиянием гностических учений. Куртуазное представление о любви призвано приблизить рыцаря к познанию Божественного начала. В этом смысле Дама предстает лишь средством приближения к Божественному. Трансформируется этический смысл воинских добродетелей в рыцарском этосе. Так, согласно Аристотелю, обладающие добродетелью мужества спокойны, но решительны. В античной традиции и культуре, где статус воина подтверждается силой оружия, смелость считается высшей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=